Коммерческая тайна станет доступна всем

Компания: ПГП

Дата публикации: 7 декабря 2009

Теги: клиенты

9 декабря 2009 г. Госдума России планирует рассмотреть во втором чтении проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой детальности в Российской Федерации», ряд положений которого противоречат действующим ФЗ «О коммерческой тайне», «О защите конкуренции», а также ГК РФ и Конституции РФ.

Согласно поправкам, торговые сети и их поставщики обязаны размещать на своих сайтах в Интернете, не реже чем раз в квартал, информацию не только о своих коммерческих планах по размещению новых торговых объектов, но и отчитываться о своей выручке в каждом субъекте России, и даже сообщать «о ценах, а также о торговых надбавках к ценам (в процентах) на продаваемые товары …». Это касается как продуктов питания, так и «технически сложных товаров бытового назначения, товаров бытовой химии, мебели бытовой и автомобилей» (Ч. 7 ст. 22).

«Эти положения противоречат закону «О коммерческой тайне», в ст. 5 которого четко прописано, что в отношении информации по ценам реализации и поставщикам реализуемой продукции может быть установлен режим коммерческой тайны», – считает Валентина Акимова, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Тем самым ограничивается право субъекта на отнесение той или иной информации к информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренное ст. 4 ФЗ «О коммерческой тайне».

С помощью новых положений, законодатель предполагал выявлять и ликвидировать посреднические цепочки, ведущие к удорожанию товара. Однако, сама по себе обязанность публиковать сведения, относящиеся к коммерческой тайне, не приведет к отказу торговых сетей от заключения договоров с посредниками и заключению договоров с производителями. По заключению Валентины Акимовой: «Это противоречат положениям ст.1 ГК РФ и п.3 ст.55 Конституции РФ, которая устанавливает принцип свободы договора в качестве основополагающего принципа гражданского оборота». Ограничено это право может только в той мере, в какой необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нельзя забыть и о том, что обязанность публиковать информацию планируется ввести только для торговых сетей и их поставщиков, а это является дискриминационным по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и запрещено законом. «О защите конкуренции» (ст.4). Установление такой обязанности хозяйствующих субъектов может привести к ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

По словам Валентины Акимовой: «В данном случае имеет место явное несоответствие степени предлагаемых законодательных ограничений гражданских прав и законных интересов коммерческих организаций заявленной цели».

В настоящее время действующее законодательство дает государственным органам, на которые возложена обязанность пресекать нарушение закона и злоупотребление правом со стороны торговых сетей и их поставщиков, достаточно средств для того, чтобы выяснить цены закупки, величину торговой наценки, цепочку посредников и т.д. имеющимися у них сейчас законными средствами.

Теги: клиенты