Конфликты в электромонтажных коллективах.

Компания: 220help

Дата публикации: 1 декабря 2009

Конфликты в электромонтажных коллективах

Конфликт — это ситуация, при которой, у одного электрика или группы электриков, за определенный промежуток времени сложилась неудовлетворенность условиями и результатами труда или социальной обстановкой в электромонтажном коллективе или в силу каких-то иных обстоятельств. В результате, образовалась спорная или конфликтная ситуация. Субъектами данного конфликта будут его участники электрики, а объектом спора — одно или несколько обстоятельств, его породивших. В зависимости от количества электриков, участвующих в споре, конфликты могут быть индивидуальные и групповые.

Признаки конфликтной ситуации в электромонтажном коллективе могут быть следующие:

- проявление неподчинения отдельным указаниям руководителя электромонтажного отдела;

- частое обращение в администрацию по поводу решения определенных проблем, которые в течение определенного времени не нашли разумного разрешения;

- невозможность разрешения названных проблем без участия директора электромонтажной фирмы, так как она затрагивает, прежде всего, интересы фирмы в целом, а затем, — и ее электриков. Существует философское понятие «неделимости объекта конфликта», что в принципе означает, что при удовлетворительном разрешении его в пользу электрика не может быть удовлетворена другая сторона — администрация и собственники электромонтажной фирмы. Следовательно, при разрешении конфликта необходимо найти разумное компромиссное решение, которое может ликвидировать конфликт. Компромиссное решение будет означать лишь частичное удовлетворение требований конфликтующей стороны;

- в отдельных случаях предложения менеджера по частичному удовлетворению может не принять конфликтующая группа электриков, что будет означать продолжение конфликта.

Управление конфликтом состоит, с одной стороны — в работе с конфликтующими электриками по устранению противоречий и поиску общности мнения на те обстоятельства, которые стали причиной конфликта, с другой —менеджер должен предпринять меры либо по полному устранению этих причин, либо по их минимизации. Конфликтная ситуация не должна быть неожиданной.

В процессе трудовой деятельности у отдельных электриков под влиянием объективных и субъективных причин может накапливаться неудовлетворенность. Суть их может состоять в том, что интересы электромонтажной фирмы и интересы электрика расходятся по причине различия ценностных критериев. Так, для электромонтажной фирмы могут быть важными интенсификация электромонтажных процессов, направление денежных средств на материальные ресурсы, как наиболее важный элемент интенсификации. При этом могут быть задержки заработной платы электриков, ее несоответствие затратам труда и т.п. Появление причин вызывает скрытые процессы назревающего конфликта, которые через определенное время могут привести и к открытому недовольству. Когда появляются первые возражения электриков, конфликт переходит в открытую фазу. И основная задача менеджера умело снять недовольство электриков, разрешить конфликт.

Для того чтобы вовремя разрешить конфликт с электриками, электромонтажному предприятию необходимо систематизировать и оценивать те обращения электриков, которые носят постоянный характер. Предконфликтная ситуация состоит в том, что большая совокупность электриков (от 40 до 70% списочного состава) обращается к менеджерам по одной и той же проблеме и не находит ее разрешения. Предконфликтная стадия носит характер делового общения: обращения просты по сути, проходят без лишних эмоций электриков. Однако при длительном рассмотрении проблем, конфликтная ситуация уже переходит от деловитости к эмоциям, превращается в открытое противостояние; в ней может участвовать уже весь коллектив электриков. Управлять конфликтной ситуацией значительно сложнее. Обычно, находятся неформальные лидеры, способные быстро организовывать группу электриков и выставить определенные требования. При таких обстоятельствах может быть выставлено не одно, а два и более требований, удовлетворить которые для электромонтажной фирме окажется, практически, невозможно. В этом случае, обычно, проводятся переговоры с лидерами электриками конфликтующей стороны, требования изучаются на обоснованность и законность и принимаются меры по поиску компромисса.

При поиске путей решения проблем важно правильно выбрать стратегию и тактику поведения при общении с представителями конфликтующей стороны электриков. Прежде всего, нужно решить: надо ли уступить? Односторонняя уступка будет приемлема тогда, когда противостояние обойдется электромонтажной фирме дороже. Найти обоюдное решение бывает сложно, но возможно, при условии, если сильные стороны менеджеров и аргументы конфликтующих одинаковы по своим возможностям. Самая лучшая форма погашения конфликта заключается в переходе конфликтующих сторон к сотрудничеству. Найти такое соглашение с конфликтующей стороной, которое поможет слиянию интересов сторон — одна из важнейших задач стратегического управления конфликтом. И, наконец, можно избрать стратегию силы, соперничества. Если электромонтажная фирма находится в такой ситуации, когда, как положительное, так и негативное решение конфликта приведет к определенным потерям для электромонтажной фирмы и важно только разрешить его в кратчайшие сроки, то стратегия соперничества может стать единственно верной стратегией. Как же тактически погасить конфликт? Для этого существуют определенные правила поведения менеджеров:

1. Уметь выслушать конфликтующую сторону электриков или лидера электрика, признавать собственные ошибки, открыто определять их влияние на ситуацию и искать возможности совместной работы по их устранению.

2. Вступая в полемику с электриком, постарайтесь критиковать действия, а не личность электрика. Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», считал, что любая дискуссия должна начинаться с комплиментов.

3. Важно во время беседы не проявлять враждебность к электромонтажному прорабу, контролировать свою речь, мимику, жесты и т.д. Это позволит перейти от эмоций в деловое русло, а иногда и уйти от конфликта.

4. Во время наиболее важных моментов спора с электриками необходимо соблюдать спокойствие, лучше всего разговаривать не в конце трудового дня, когда электрики устали и возбуждены. Нужно перенести встречу на более спокойное время. При этом необходимо помнить, что иногда с конфликтующей стороной могут поработать профессиональные манипуляторы вредоносных конкурентов (другие электромонтажные организации которые работают совместно с компанией 220help на одном объекте), которые знают моменты, когда психика человека особенно неустойчива и восприимчива, и они будут настаивать на продолжении беседы. Нужно проявить настойчивость в вопросе урегулирования спора, запросив время для поиска дополнительных ресурсов и аргументов в пользу погашения спорной ситуации.

5. При проведении работы по урегулированию конфликта умный и тактичный менеджер должен следовать той стратегии,которую он принял, и не допустить, чтобы участники конфликта заметили малейшее сомнение. Лучше всего сомнение разрешать либо одному, либо со своим проверенным штабом, поручая коллегам решение отдельных вопросов — проверки правильности высказанных аргументов. В то же время, здравый смысл может возобладать над изначальным мнением. И тогда отказ от изначального мнения будет свидетельствовать о гибкости, реакции и маневренности.

6. Безусловно, для менеджера важно найти виновных конфликта и решить вопрос: «Что делать?» — чтобы ситуация не повторилась. При беседе с виновными важно «не рубить с плеча». Как это сейчас стало модно: «Вы уволены», — чаще всего нельзя назвать правильным исходом. Решать вопрос нужно не с исполнителем, как личностью, а, прежде всего, изучить природу проблемы и наметить пути, чтобы ее повторение было невозможным. Генри Форд говорил: «Не ищите виновного, ищите лекарство».

7. Концом конфликта можно считать ситуацию, при которой все электрики осознали, что они удовлетворены и больше нет повода для конфликта. «От модели взаимодействия типа »кто кого перебодает« мы можем перейти к более прогрессивной модели »танца", когда нет проигравших и побежденных, когда в выигрыше все участники взаимодействия.

Рад помогать Вам этой теме, надеюсь подготовленные мной труды помогут многим электромонтажным руководителям и менеджерам электромонтажных фирм. С уважением к Вам, менеджер компании 220HELP, Макин Сергей.

Теги: новые продукты услуги