(HR) Capital: Тенденции развития рынка HR аутсорсинга. Результаты проведенного исследования

Компания: (HR) Capital

Дата публикации: 5 октября 2009

В России рынок аутсорсинга таких бизнес-процессов, как расчет заработной платы и кадровое администрирование, зародился в начале 90-х. В основном эти услуги оказывали европейские и американские компании, услуги которых были востребованы представительствами международных компаний, которые не хотели связываться с российским законодательством и сложностями бухгалтерского учета. До 2000 гг. этот рынок в России развивался медленными темпами. Но постепенно становилось на рынке все больше игроков. С наступлением кризиса на рынок аутсорсинга кадровых и финансовых бизнес-процессов обратили внимание и кадровые агентства.

Расчет заработной платы и кадровое администрирование – в России наиболее востребованные функции среди отдаваемых на аутсорсинг, тогда как, например, в Америке эти функции занимают лишь четвертое место (на первом месте – все процессы, связанные с пенсионными вопросами, на втором – рекрутинг и на третьем – обучение персонала).

Многие эксперты говорят о возрастающем росте рынка кадрового аутсорсинга в будущем. Готовы ли руководители HR служб уже сейчас передать часть функций кадровых бизнес процессов внешним поставщикам?

Консалтинговая компания (HR) Capital совместно с маркетинговой компанией Qualitel Data Services провела опрос на тему: «Аутсорсинг: за и против», который проводился в июле 2009 года среди текущих и потенциальных клиентов компании (HR) Capital. Из 700 респондентов согласились участвовать в опросе 20%. Это оказались люди, наиболее активные участники рынка, образованные в этой сфере, владеющие понятиями. Многие отказались участвовать в опросе, так как их вообще эта тема не интересует.

Цель данного опроса: исследовать рынок аутсорсинга в России.

Задачи можно сформулировать следующим образом:

• Выявление бизнес–процессов, наиболее активно передаваемых на аутсорсинг сейчас и в будущем.

• Оценка удовлетворенности и лояльности пользователей услуг аутсорсинга.

• Критерии выбора и источники информации при выборе поставщика услуг аутсорсинга.

• Перспективы развития рынка аутсорсинга в России.

Для решения поставленных задач был выбран метод on-line анкетирования должностных лиц, ответственных за принятие решений в области аутсорсинга. Общее количество респондентов, участвовавших в опросе, составило 202 человека: из них 109 (54%) полностью ответили на все вопросы анкеты, а остальные респонденты ответили на наиболее релевантные им блоки анкеты.

Были сделаны следующие выводы:

• Тройка лидеров популярности использования услуг аутсорсинга – IT услуги (45%), Финансы и бухгалтерия (34%) и Маркетинг (28%).

• 24% компаний пользуются аутсорсингом в области управления персоналом, 70% среди них удовлетворены услугами компаний, предоставляющих эти услуги.

• Рынок услуги в области Маркетинга (исследования рынка, разработка бренда и пр.) обладает наибольшим потенциалом роста (28% используют сейчас и 37% собираются использовать в будущем).

• При этом только 51% респондентов выразили удовлетворенность работой аутсорсинговых компаний в этой сфере, что может быть объяснено относительной молодостью отрасли и завышенными ожиданиями от услуг маркетинговых агентств.

• Рынок услуг в области безопасности – наиболее стабильный – 82% респондентов удовлетворены услугами, кроме этого компании меняют поставщиков этих услуг реже всего (почти половина опрошенных использует их более 3 лет).

• Подбор персонала (41%), корпоративные мероприятия (30%) и обучение персонала (25%)– тройка наиболее востребованных в данный момент видов услуг. Замыкает список – Формирование корпоративной культуры (2%).

• Можно отметить, что практически все виды услуг (за исключением подбора персонала) имеют значительный потенциал роста – в большинстве случаев заявленное использование аутсорсинга в будущем значительно превышает текущее использование.

• В случае с подбором персонала можно говорить о насыщении рынка, а также о сильном влиянии кризиса на рынок труда.

• Большинство респондентов (68%) выбрало наличие рекомендации от других клиентов как наиболее важный критерий выбора компании поставщика, рекомендации коллег также лидируют (41%) как источник информации о компании.

• Большинство участников опроса (65%) умеренно оптимистичны в отношении перспектив развития кадрового аутсорсинга и считают, что он будет развиваться постепенно.

89% ответивших не отвергают использование аутсорсинга. Можно (пусть очень грубо) оценить объем рынка аутсорсинга в натуральном выражении: если мы знаем, что на 750 разосланных приглашений мы получили 50 откликов (7%), из них 58% ответили на вопрос, то общий процент не отвергающих 7%*89%*58%=3,61% Т.е. из 3,5 млн. зарегистрированных юридических лиц в РФ (2006 год, википедия) 3 500 000*3,6%=120 000 юридических лиц.

Данное исследование было озвучено на X Саммите HR директоров. Участники Саммита отметили, что нехватка опыта и информации, а также недостаточное законодательное регулирование пока сдерживают большинство руководителей и HR-директоров российских компаний от заметных шагов в этом направлении.

При проведении опроса руководители HR подразделений, которые уже работают с аутсорсинговыми компаниями, отметили, что главным сомнением при принятии решения об HR аутсорсинге был страх потерять контроль над ключевыми процессами, в качестве преимуществ аутсорсинга выделили возможность использовать внешний профессиональный опыт в области HR, качество услуг сторонних компаний (на внешнего провайдера гораздо легче влиять, чем на внутреннего), снижение затрат, снижение административных ограничений.

С полным отчетом проведенного исследования можно познакомиться, пройдя по ссылке: http://www.hr-capital.ru/rus/press_centre/press_centre6/sendvalues/19/

Теги: маркетинговые акции