Экономика России ежегодно теряет из-за спама $1,3-1,9 млрд. – оценка ФБК

Компания: Финансовые и бухгалтерские консультанты (ФБК)

Дата публикации: 16 февраля 2009

Аналитики компании ФБК впервые провели исследование потерь экономики России от спама. Потери российской экономики от спама, по оценке ФБК, составляют 1,3-1,9 млрд. долларов США в год (2008 г.).

Эксперты ФБК исходили из того, что стоимостная оценка потери рабочего времени всех занятых в экономике страны от спама соответствует цене экономических потерь от него. При этом эксперты ФБК использовали два подхода. Первый основан на оценке количества работающих, пользующихся электронной почтой, по видам экономической деятельности и данных Росстата о средней номинальной заработной плате. Второй учитывает количество занятых в экономике по роду занятий. По мнению исследователей, по этому параметру легче оценить количество работающих, пользующихся электронной почтой. К примеру, можно с уверенностью сказать, что большинство руководителей и специалистов высшего уровня пользуются электронной почтой. «Оценив количество работающих, пользующихся электронной почтой, в зависимости от места их работы и занимаемой должности, а также оценив их среднюю заработную плату, мы получили следующие данные: экономика России ежегодно теряет 47,2 млрд. рублей, или 1,9 млрд. долларов США», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Эксперты ФБК обращают внимание, что потери российской экономики от спама существенно ниже, чем, например, в США (там потери за 2007 год, по оценке американских специалистов, составляли уже 71 млрд. долларов США). По мнению ФБК, это объясняется несколькими причинами: «В России значительно меньшая стоимость рабочей силы (заработная плата россиян в номинальном долларовом выражении примерно в 7 раз меньше, чем у американцев); количество работающих, пользующихся электронной почтой, в России в 7 раз меньше по сравнению с США (13,5 и 100 млн. человек соответственно); а кроме того, как показало наше исследование, пользователи электронной почтой в России в 2,5 раза оперативнее при удалении спама (6,8 секунд по сравнению с 16 секундами у американцев)», – отмечает И.Николаев.

По его словам, «величина потерь российской экономики от спама только кажется незначительной». «В условиях экономического кризиса становится вполне реальным резервом повышения эффективности российской экономики или, по меньшей мере, смягчения для нее последствий кризиса, – говорит И.Николаев. – В частности, потери экономики от спама вполне сопоставимы с суммой, которую государство собирается выделить в 2009 году на увеличение пособий по безработице (1,4 млрд. долларов США)».

В то же время исследователи обращают внимание на то, что примененная ими методика «не претендует на завершенную комплексность оценки экономических потерь от спама». В частности, она не учитывает расходов на поддержание в работоспособном состоянии антиспамовой защиты и потери экономики от пользования услугами сомнительного качества.

Ознакомиться с докладом «Спам: экономические потери».

Департамент по связям с общественностью ФБК

Теги: новые продукты услуги