пресс-конференция ГК «Автомир», посвящённая копированию бренда в Санкт-Петербурге

Компания: Consulta Int

Дата публикации: 15 октября 2008

2 октября в Санкт-Петербурге по инициативе московской группы компаний «АВТОМИР» состоялась пресс-конференция «Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией и незаконным копированием брендов в России».

На пресс-конференции выступили:

 Владимир Петров – директор по стратегии и развитию ГК «АВТОМИР»;

 Сергей Лысов – директор торгово-сервисного комплекса «АВТОМИР» (г.Санкт-Петербург);

 Денис Сермягин – директор ТСК «АВТОМИР-Митцубиши» (г.Санкт-Петербург)

 Дмитрий Попов – заместитель генерального директора фирменной розничной сети ФК «ЗЕНИТ»;

 Лариса Тульникова – патентный поверенный, заместитель генерального директора ЗАО «Интеллект Патент»;

 Мария Кондратенко – начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции УФАС Санкт-Петербурга;

Спикеры рассказали о проблеме копирования известных брендов, которая давно стала реальностью для российских компаний, и о возможностях разрешения конфликтов, возникающих на почве нарушения авторских прав на товарный знак. Также выступающие осветили несовершенства российского законодательства, которые способствуют преступлениям против интеллектуальной собственности, и подробно рассмотрели конкретные примеры этих нарушений. В центре обсуждения оказались конфликт ГК «АВТОМИР» и ООО «Автомир», нелегально использующим бренд в Санкт-Петербурге, а также специфика борьбы ФК «ЗЕНИТ» с контрафактом клубной атрибутики на московском и петербургском рынках.

Клонирование торговых марок встречается сегодня среди самых широких категорий товаров и услуг, и многие из них совсем далеки от аудио- и видео-пиратства, о котором так наслышан российский потребитель. Незаконное копирование не только подрывает репутацию известной торговой марки и ведёт к упущенной прибыли: потребители, ориентированные на высокое качество обслуживания, вводятся в заблуждение при встрече с низким уровнем сервисных услуг и некачественными товарами лже-бренда.

ФАС против копирования брендов.

По словам Марии Кондратенко (УФАС СпБ), «объекты исключительных прав», к которым принадлежат и торговые марки, сегодня становятся «одним из самых эффективных средств в конкурентной борьбе». Именно поэтому бренды, – известные и вызывающие доверие потребителей, – являются таким привлекательным предметом незаконного копирования. Ведь чтобы раскрутить торговую марку и вывести компанию на высочайший уровень, требуются значительные инвестиции, чего можно избежать имитацией доминирующих элементов уже известного бренда или его прямым повторением. Однако, по словам Марии Кондратенко, компаниям есть куда обратиться: защитой торговых знаков занимается суд, правоохранительные органы, ФАС и даже Федеральная таможенная служба, ведущая реестр торговых знаков.

В частности, в ФАС наработана практика ведения подобных дел, 80% из которых закончились победой антимонопольной службы. В 2007 году УФАС СпБ выиграла 30 дел по незаконной конкуренции; 16 из них было связано с торговыми знаками. Для возбуждения дела ФАС необходимы следующие критерии: компании являются конкурентами, деятельность ответчика сопровождается негативными последствиями для истца, и в действиях ответчика просматривается направленность на получение преимуществ незаконным путём.

ГК «АВТОМИР». Борьба с копиями.

Уже за первые пять лет развития ГК «АВТОМИР» бренд достиг высокой узнаваемости: автомобили с фирменной наклейкой на заднем стекле встречались в любом городе России. Поэтому компания рано столкнулась с подделками: на сегодняшний день насчитывается около 220 «Автомиров», разбросанных по всей стране. Формальные процедуры (обращение в суд, ФАС и т.д.) затратны и долговременны, поэтому ГК «АВТОМИР» фокусируется только на тех регионах, где компания планирует развиваться. Кроме того, «АВТОМИР» всегда начинает процесс с переговоров, которые в большинстве случаев завершаются успешно. Владимир Петров: «Мы не делаем резких шагов и оставляем путь для добровольного переименования. Заключаем соглашение, которое оставляет лже-бренду время для смены названия – чтобы не наносить ущерб его бизнесу. Надо отметить, что среди этих компаний есть и те, кто не копировал нас сознательно, а взял название, лежащее на поверхности».

ГК «АВТОМИР» и ООО «Автомир» (СпБ). Показательный конфликт.

Самым серьёзным конфликтом, к настоящему моменту окончательно не решённым, стала конфронтация с ООО «Автомир» из Санкт-Петербурга. Конфликт разгорелся в начале 2005 года, когда ГК «Автомир» вышла на петербургский рынок. На тот момент ООО «Автомир» уже несколько лет работал в Петербурге, однако зарегистрированных прав на использование торгового знака у компании не было. Подробную историю и детали конфликта смотрите в файле «Автомир. История конфликта»! Переговоры ни к чему не привели, и московский «АВТОМИР» обратился в ФАС. В октябре 2005 ФАС признала действия ООО «Автомир» недобросовестной конкуренцией, а в мае 2008 оштрафовала на 25 млн.528 тыс.рублей в пользу государства. Однако лже-Автомир подал апелляцию в суд и продолжает работать под торговой маркой, которая принадлежит московской компании.

По оценкам Владимира Петрова, «АВТОМИР» ежегодно теряет около 50% прибыли благодаря деятельности петербургского дилера. К настоящему моменту ООО «Автомир» добился максимального визуального сходства с московским «АВТОМИРом» – в оформлении торговой марки и рекламных макетов в СМИ. Но больше всего от нелегального копирования страдает имидж компании. Денис Сермягин: «Поскольку ООО «Автомир» раньше появился в Санкт-Петербурге, все недовольные потребители успели поделиться со своими знакомыми, на форумах в Интернете и т д. Вследствие этого царит такая путаница между двумя Автомирами в сети и в СМИ, что потенциальным клиентам легче не идти в наши салоны вовсе». Также спикеры отметили, что лже-бренды не носят статус официального дилера и не могут за свои деньги поддержать гарантийные обязательства на купленный у них автомобиль. Так и возникает множество отзывов недовольных потребителей. Кроме того, как сообщил Владимир Петров, «ООО «Автомир», как и другие лже-бренды, не может вкладывать достаточно средств в развитие персонала, что влечёт за собой некачественный сервис и имидж недобросовестного работодателя, который незаслуженно распространяется в сознании потребителей и на ГК «АВТОМИР».

Лазейки в законах – простор для плагиата.

Говоря о несовершенствах российского законодательства в области защиты брендов, Лариса Тульникова отметила, что судьба бренда в значительной степени зависит от правильного выбора патентного поверенного, который сопровождает торговую марку. МГТУ (Международный классификатор товаров и услуг, распределяющий деятельность компаний по 45 классам) очень слабо конкретизирует деятельность. Важно регистрировать бренд по максимальному числу классов, иначе этим воспользуются недобросовестные конкуренты. Так, когда патентный поверенный ГК «АВТОМИР» регистрировал бренд, он не учёл те классы, которые являются неотъемлемой частью услуг предприятия (зарегистрировал бренд по классам «реклама и закупка товаров» и «финансовые операции», но оставил в стороне «ремонт и техобслуживание автомобилей»), что дало простор для действий лже-бренда в Иваново, а потом и в Санкт-Петербурге.

Однако даже регистрация бренда по всем товарным классам не гарантирует компании полной защиты. Лариса Тульникова привела несколько примеров недобросовестных захватов брендов из своей практики.

«ЗЕНИТ» против контрафакта

«Зенит» сегодня – не только всенародно любимая команда, но и один из самых популярных российских брендов. Поэтому клубу особенно важно, чтобы под его маркой выпускалась качественная продукция. Больше всего подделок наблюдается в фирменной атрибутике (сувенирные товары, полиграфия, спортивная одежда и т д). По словам Дмитрия Попова, основными нарушителями сегодня являются индивидуальные предприниматели, однако благодаря переговорам они переходят на сторону клуба и начинают продавать лицензионную атрибутику. «Зенит» активно борется с контрафактом и достигает успехов. Если ещё 2 года назад размеры контрафактной торговли были сопоставимы с объёмом официальных продаж, то сегодня «пиратам» практически не остаётся простора для деятельности: фирменная сеть «Зенита» насчитывает уже 100 магазинов по всему городу. По словам Дмитрия Попова, «у нас нет задачи наказать, – у нас есть задача привлечь на свою сторону». Если переговоры с нелегальными поставщиками не удаются, клуб обращается в правоохранительные органы. Сначала для милиции этот опыт был непривычным, однако уже после первого заседания Арбитражного суда все решения стали выноситься в пользу клуба. Но появилась другая проблема: некоторые пираты используют не название клуба, а только цвета ЗЕНИТА (голубой и белый), которые однозначно ассоциируются с клубом, а также известный лозунг – «Вперёд за Питер!», который скандируют на стадионах болельщики.

СПРАВКА О ГРУППЕ КОМПАНИЙ «АВТОМИР»

ГК АВТОМИР – крупнейший российский холдинг по объёмам продаж автомобилей. Группа компаний «АВТОМИР» начала свою деятельность в 1993 году. На сегодняшний день в ее активе 30 действующих автосалонов, – в Москве, Санкт-Петербурге и ещё в 10 регионах. В Петербурге расположено 2 дилерских центра ГК «АВТОМИР» – на Дунайском проспекте и проспекте Науки. Компания является официальным дилером 24 брендов, из них в Санкт-Петербурге представлены Mitsubishi, Daewoo, Kia, Hyundai, Suzuki, Chery, LADA и Lifan. В 2007 году «АВТОМИР» продал более 81 тыс. автомобилей; оборот компании составил $1,8 млрд. Доверие клиентов к бренду подтверждено самыми престижными наградами, такими как «Бренд года/EFFIE 2006-2007», «Лучший дилер 2007 года», «Самый клиентоориентированный дилер 2007 года».

Теги: выставки конференции семинары