Экономика России после войны: новые вызовы. Заседание Экономического клуба ФБК.
Компания: Финансовые и бухгалтерские консультанты (ФБК)
Дата публикации: 24 Сентября 2008
23 сентября в Москве прошло очередное заседание Экономического клуба ФБК на тему «Экономика России после войны». Каковы экономические последствия августовских событий на Кавказе? Можно ли вообще говорить о влиянии этих событий на экономическую политику российских властей? Достиг ли российский фондовый рынок дна? Ответить на эти вопросы было предложено экспертам – главному экономисту ИК «Тройка-Диалог» Евгению Гавриленкову; советнику Института современного развития Никите Масленникову; ректору Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимиру Мау; директору департамента стратегического анализа ФБК Игорю Николаеву; генеральному директору УК «КапиталЪ» Вадиму Соскову.
По словам открывшего заседание клуба Игоря Николаева, августовские события в Южной Осетии и Абхазии явились дополнительным фактором укрепления понижательного тренда российской экономики: «Есть фундаментальные факторы, замедляющие развитие или толкающие экономику вниз: инфляция, падение темпа роста инвестиций и т.п. И есть мощные внешние факторы, подталкивающие экономику вниз. За август их насобиралось предостаточно. И это не только события вокруг Южной Осетии и Абхазии». В этой ситуации переломить негативный тренд гораздо сложнее, а падение экономики может быть гораздо более болезненным. Еще одним фактором риска в этой ситуации Игорь Николаев назвал «крайнюю недостаточность информации о социально-экономической ситуации в двух республиках – по Южной Осетии она вовсе отсутствует».
В свою очередь Никита Масленников заявил, что сегодня стала очевидной бессодержательность понятия «экономическая политика». По его словам, в России есть государственное вмешательство в экономику, есть государственное регулирование, но нет самой экономической политики. Как отметил эксперт, несмотря на множество заявлений о необходимости модернизации экономики России, до сих пор не предложено технологии перехода к ней от нынешнего, инерционного развития.
Владимир Мау обратил внимание на то, что Россия впервые переживает циклический кризис, который уже привел к тому, что на глазах рушится та финансовая система, которая сложилась после Великой депрессии. По словам Мау, сегодня перед Россией стоят вызовы, решения которых пока не знает экономическая история: «В истории пока нет прецедента экономического роста страны в условиях сокращения численности населения. Это не значит, что это не возможно в принципе, но история такого пока не знает. Другой вызов – сохранение устойчивого экономического роста в условиях стабильно ухудшающихся экономических институтов».
Евгений Гавриленков отметил, что «российский кризис стал следствием уникального сочетания всех возможных негативных факторов» – ухудшающейся ситуации на мировых рынках, событий вокруг ТНК-BP, «Мечела» и Южной Осетии, а также резкого укрепления доллара и не менее быстрого падения цен на нефть. По словам Гавриленкова, сегодня главный макроэкономический риск для России – это укрепление доллара, что увеличивает давление на наш платежный баланс. И на него Россия никак не может повлиять. В качестве другой проблемы эксперт отметил отток капитала, который только за одну неделю с 5 по 12 сентября составил, по его оценке, не менее $ 15 млрд. «Россия стала одним из немногих мест в мире, где можно было занять деньги под 9-10%, конвертировать их в доллары или евро и вывезти. Рубль превратился в средство аккумулирования хоть какой-то долларовой ликвидности», – заявил Гавриленков. В этой ситуации рубль неизбежно должен был начать слабеть, однако государство поддерживает его курс, а значит, «ситуация может повторяться»: «У правительства нет желания опускать рубль, а это значит, что ситуация чревата дальнейшим падением».
Вадим Сосков видит риски по-иному. По его словам, сегодня «главным регулятором или риск-менеджером фондового рынка становится государство», а это несет в себе новые угрозы. Сосков также отметил, что нынешний «системный кризис» – это кризис отношения общества к тем квази-инструментам или производным инструментам, которые существуют на рынке, это кризис схемы развития инвестиционных банков. А война в Южной Осетии и Абхазии – это те факты, которые наша экономика прошла под лозунгом «отряд не заметил потери бойца».
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU