Покупка готового бизнеса, как не ошибиться?

Компания: Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Дата публикации: 26 апреля 2007

Семинар: «Покупка готового бизнеса, как не ошибиться?»

Цель семинара: научиться ориентироваться на рынке продажи готового бизнеса

Тезис:

Если вам уже приглянулась какая-либо компания – не торопитесь. Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться при покупая любой готовый бизнес, даже самого небольшой.

Для начала необходимо понять, для чего вам нужна покупка готового бизнеса. «Это раньше бизнесом собирались заниматься всю жизнь, а сегодня многие предприниматели настроены на то, чтобы понять, сколько они смогут на нем заработать и, более того, как они будут из него впоследствии выходить», – считает руководитель проектов компании «Стратегика» Светлана Коршунова. А это означает, что уже при покупке готового бизнеса хорошо бы продумать стратегию его развития и привлечения инвестиций на несколько лет вперед. Сделать это можно, проанализировав ситуацию на рынке и поняв, какое место на нем занимает интересующая вас компания.

К сожалению, сейчас очень немногие предприниматели об этом задумываются, считая, что «так или иначе потом разберемся». И это понятно – за несколько лет экономическая ситуация в стране может измениться, и вполне ощутимо. Тем не менее эксперты советуют заранее просчитать несколько сценариев развития событий на рынке и варианты своего поведения при реализации каждого из них. Желательно также заранее понять, какие существуют возможности для улучшения бизнеса, какие дополнительные вложения для этого потребуются и где найти финансирование, если не хватит средств.

Еще до покупки бизнеса надо понять, находится он на пике своего развития (за которым, вероятно, последует спад) или же у него есть потенциал роста. Управляющий директор «ЦентрИнвест Груп» Вахтанг Хуцишвили говорит, что при покупке бизнеса все зависит от нескольких условий: от того, где находится данный бизнес на момент покупки, какова его цена, и от того, как покупатель планирует дальше с ним поступить – довести его до хорошего уровня и затем продать или купить еще и другие активы. По его мнению, можно заработать и на «падающем» бизнесе, и даже на покупке компании, находящейся на грани банкротства.

Важно определить и мотивы продавца – почему он решился на продажу бизнеса и почему именно сейчас, ведь продажа готового бизнеса – это довольно серьезный шаг, и он должен быть чем-то мотивирован. Декларировать можно одно, а реальная причина может быть совсем другой. Эксперты советуют, кроме проведения переговоров с собственником, постараться пообщаться с его менеджерами – это поможет прояснить ситуацию. А вот покупать бизнес через посредников не советует никто.

«В любой компании есть свои »скелеты в шкафу«, – говорит Светлана Коршунова. – Важно понять, как устроены денежные потоки в компании, которую вы собираетесь приобрести». Зачастую прибыль оседает в аффилированных структурах, например, в торговом доме, где продается производимая предприятием продукция. Поэтому, покупая бизнес, необходимо сделать анализ «на аффилированность» – с точки зрения денежных потоков. А это не всегда просто сделать хотя бы потому, что бухгалтерский учет не всегда отражает реальное положение дел. Иными словами, вы должны быть абсолютно уверены, что покупаете реальный бизнес, а не пустую «оболочку».

Постарайтесь также не разглашать свои планы, готовясь к покупке фирмы, поскольку известие о смене собственника может привести к проблемам с персоналом, который, испугав

Теги: выставки конференции семинары