ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВ ВОРОВСТВА

Компания: Интеллект-Сервис

Дата публикации: 15 января 2007

Михаил Глинников,

CIO, 12/2006

Издавна в народе говорят: «Хлеб — всему голова». Не случайно одним из наиболее конкурентных и динамично развивающихся секторов пищевой индустрии является производство хлебобулочной продукции.

Беда, которую иногда обтекаемо называют «внепроизводственными неучтенными затратами», общая для пищевой промышленности. Владельцы предприятий внедряют информационные системы, стремясь добиться адекватной и полной картины материальных потоков на предприятии — как в складском хозяйстве, так и на производстве (см. «Директор ИС» №12 за 2002 год). Вот как решают эту задачу на Златоустовском хлебокомбинате.

СЛАДКИЙ БИЗНЕС

Продукцию этого предприятия можно условно поделить на две большие группы: кремовые изделия (торты, пирожные] и хлебобулочные (хлеб, печенье, пряники). Руководство предприятия оценивает его долю на рынке Златоуста в 20—25 %.

К построению ИТ-инфраструктуры на предприятии при¬ступили примерно шесть лет назад. Как признался его руководитель, поначалу он даже представить не мог, какие серьезные процессы это породит и к каким последствиям приведет.

Начиналось все традиционно, с автоматизации бухгалте¬рии и объединения в локальную сеть имевшихся на тот момент компьютеров.

Три года назад руководство осознало, что необходимо создать на комбинате единое информационное пространство. Во-первых, расширилась клиентская база. Клиентов стало больше (за счет увеличения числа небольших магазинов, ки¬осков, палаток), причем продукцию они предпочитают брать небольшими партиями. Некоторые из таких клиентов берут всего по несколько лотков, но каждый из таких заказов необходимо укомплектовать индивидуально. Как следствие, объемы документов и данных росли, и без современной информационной системы решать все эти задачи становилось все труднее.

Во-вторых, предприятие расширило ассортимент продукции. Если в доперестроечные времена здесь выпускали три-четыре вида хлеба, то теперь номенклатура включает до нескольких десятков наименований. В результате старыми бумажными методами информацию обрабатывать стало просто физически невозможно. «Кладовщики сидели, не отрываясь, сутками писали накладные на отпуск продукции в магазины, — вспоминает главный инженер комбината Юрий Карпов, — За день они полностью исписывали шариковую ручку».

Основной же причиной стало жесткое требование рынка к повышению качества продукции. «Наш главный козырь — качество, подчеркнул Карпов. — Чтобы его обеспечить, в хлебе должны присутствовать все необходимые составляющие в нужных количествах. Если кто-то что-то не доложил, это значит. что он своровал».

Современные ИТ, по замыслу руководства, призваны были прежде всего обеспечить четкий, детальный учет материальных потоков на предприятии, дать объективную картину руководству и поставить заслон хищениям. В том, что хищения были, дирекция не сомневалась, поскольку нередко обнаруживали существенное расхождение данных отчетов, поступающих от различных подразделений.

Заинтересованность и решительность высшего руководства во внедрении новых информационных технологий на предприятии стали решающими факторами успеха.

ВРЕМЯ НАЧИНАТЬ ПРОЕКТ

Решение начать ИТ-проект было коллективным. Основными инициаторами его стали генеральный директор и главный инженер хлебокомбината. В первую очередь была реализована печать накладных, подготовленных с помощью таблиц Excel, в отделе снабжения. На тот момент высшее и среднее управленческое звено по большей части вообще были не знакомы с компьютерной техникой. Тогда приказом генерального директора была сформирована группа из 25 менеджеров, которую отправили на курсы по обучению компьютерной грамотности. Это дало возможность побороть боязнь сотрудников предприятия перед техникой.

В то время на предприятии было развернуто несколько рабочих мест системы БЭСТ-4, разработанной компанией «Ин¬теллект-Сервис». Срок ее гарантийного обслуживания подходил к концу.

Руководству предприятия особенно понравился блок производства. Особенно его заинтересовала реализация первично

Теги: новые продукты услуги