Потребительские товары в последние 20 лет стали доступнее – анализ ФБК
Компания: Финансовые и бухгалтерские консультанты (ФБК)
Дата публикации: 29 Июня 2010
По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, безусловным лидером в списке доступных товаров является водка – она стала доступнее в 5,3 раза. «Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литров водки, то в 2009 году – уже 87,8 литров», – отметил эксперт.
Второе место в рейтинге доступных товаров занял коньяк, доступность которого возросла в 2,7 раза. Таким образом, как отмечают аналитики ФБК, крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными. Однако одновременно никакого значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось. По словам И.Николаева, этот показатель в России остается все эти годы стабильно высоким – около 10 л абсолютного алкоголя на душу населения в год.
Подробности – http://www.fbk.ru/news/5419/593795/
Сравнительная таблица – http://www.fbk.ru/upload/images/consumer_goods_table.pdf
Относительно более дешевыми, а значит, доступными, согласно рейтингу ФБК, в последние двадцать лет стали также шампанское, лук репчатый, яйца, мясо птицы, яблоки и некоторые другие товары (см. таблицу).
Однако ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя относительно более дорогим. К таковым И. Николаев отнес, в частности, пиво, доступность которого уменьшилась на 7,9%, сыр – на 18,5%, говядину – на 23,2%, свинину – на 26,4% и т.д. При этом аналитик обратил особое внимание на то, что по всем товарам речь идет именно о ценовой доступности. «Мясо, действительно, стало относительно менее доступно, но только по цене, потому что в 1990 году его во многих регионах страны вообще было очень сложно купить», – напомнил эксперт.
На последних местах в рейтинге доступности российских товаров – рыба. Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой, то в 2009 году – 238,8 кг.
«Представленные данные, пусть и по ограниченному перечню потребительских товаров, опровергают расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить», – резюмировал И. Николаев. По его словам, ценовая доступность не менее половины товаров стала выше. «Несмотря на огромные издержки для населения, становление рыночной экономики в России, тем не менее, имеет и вполне явные выгоды, иллюстрируемые приводимыми цифрами», – заключил эксперт.
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU