Источник: РБК - daily
Дата публикации: 13 Августа 2010 г.
Государство может пополнить свою казну за счет ритейлеров, возложив на них дополнительную налоговую нагрузку. Предложенный правительством законопроект вносит существенные коррективы в порядок уплаты НДС для бизнесменов. Налог теперь придется платить и в тех случаях, когда товар был похищен или попросту списан. Участники рынка считают, что для них нововведение может обернуться миллионными убытками.
Неожиданным сюрпризом для ритейлеров стало появление в пакете поправок в главу 21 Налогового кодекса новой для них налоговой обязанности. Изменения могут вступить в силу уже с 2011 года. До настоящего времени закон четко не регламентировал этот вопрос возмещения НДС, связанного с товаром, который был отражен как потери (недостачи). Минфин предлагает такую возможность исключить.
Сейчас сложилась практика, когда налогоплательщики ставят такой НДС к зачету, и судебная практика сложилась в пользу налогоплательщиков. «В законопроекте мы видим формулировку, которая прямо запрещает это», – говорит финансовый директор Х5 Retail Group Евгений Корнилов. – «Это нас расстраивает: на данный момент в соответствии с действующим законодательством потери не относятся на себестоимость, а теперь получается, что и НДС, связанный с потерями, не подлежит зачету».
Предлагая эти изменения, Минфин в первую очередь боится злоупотреблений в области списания товаров, считает старший менеджер отдела налогообложения Ernst & Young Алексей Маленкин. «Представим, что ритейлер действительно занимается подобными вещами. Вот он списал товар – и что дальше он будет с ним делать? Ну не с заднего крыльца им торговать – ритейлеру опасно и невыгодно заниматься продажей “сэкономленных» товаров”, – удивляется он.
Причины потерь могут быть очень разнообразны, поэтому предложенная поправка в принципе не решает проблему «во всем ее многообразии», утверждает г-н Маленкин. «Только в масштабах Х5 мы говорим о дополнительном возможном налоговом бремени, которое исчисляется десятками миллионов долларов в год. Хотелось бы верить, что данная предложенная норма не будет принята в предложенной формулировке», – надеется г-н Корнилов.
Удивило появление такой нормы и юристов, считающих, что она противоречит самой логике налогового законодательства. Руководитель налоговой практики Sameta Людмила Баталова отмечает, что указанные в законопроекте случаи выбытия товаров, при наступлении которых компания обязана восстановить НДС, находятся вне контроля налогоплательщика. «Поэтому требование уплатить налог в бюджет, когда товары изначально покупались для дальнейшей перепродажи, в таких случаях противоречит смыслу иных норм главы 21 НК», – заключает г-жа Баталова.
Впрочем, Минфин постарался подсластить пилюлю для ритейлеров. В законопроекте наконец четко разъясняется вопрос начисления и возмещения НДС на премии и скидки, которые получают ритейлеры. В настоящее время этот вопрос находится в «серой зоне», так как напрямую не затронут законодательством, в результате чего возникают «серые зоны» и разные трактовки.
«Например, некоторые из наших поставщиков решали этот вопрос путем выставления отрицательных счетов-фактур. Такая практика не приветствуется Минфином, однако в отношении отрицательных счетов-фактур есть положительная судебная практика. В данном проекте предложен конкретный механизм реализации – через выставление кредит-нот с НДС, выставлять их должен покупатель. По таким кредит-нотам НДС подлежит к уплате и возмещению», – поясняет г-н Корнилов.
Управляющий партнер ГК «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене считает, что на суммах налогов, уплачиваемых в бюджет, отразится то, как были оформлены отношения между поставщиком и покупателем. «Рассматривать бонусы и скидки как изменения цены товара выгодно поставщикам, которые могут снизить на себя налоговую нагрузку. В противном случае, когда отношения оформляются как оказание услуг, выигрывают покупатели», – заключает она.
Автор: Денис Зеликсон, Евгения Перцева
Теги: Минфин налоговая нагрузка НДС РитейлерыКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU