10 признаков потенциального отмывания

Внутренний аудит и...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 7 Декабря 2019


Полицейское руководство лондонского Сити недавно заявило, что профессиональные бухгалтеры и аудиторы, оказывается, недостаточно делают для обнаружения подозрительной активности своих клиентов. Как проверить себя, оправданы ли эти замечания? Тем более что в России банки также имеют прямую обязанность фиксировать подозрительных клиентов и информировать о них Росфинмониторинг. Вот несколько характерных признаков, которые могут в этом помочь (хотя у Федеральной службы по финансовому мониторингу, конечно же, давно сформулированы собственные критерии необычных сделок). Посмотрим, насколько много общего у них и у рекомендаций британских экспертов из Ассоциации технических бухгалтеров (Association of Accounting Technicians - AAT).

1. Необъяснимые инвестиции со стороны третьи сторон

Финансирование бизнеса клиента поступает от явно несвязанных с ним источников. Джереми Кларк (Jeremy Clarke), заместитель директора бухгалтерской практики в Институте сертифицированных бухгалтеров Шотландии (ICAS), отмечает, что “непропорционально большие суммы частного финансирования, не отвечающие социально-экономическому профилю участвующих лиц”, относятся к тем специфическим сигналам, на которые следует обращать внимание. В таких подозрительных случаях трудно найти экономическое обоснование самому факту поступления финансовых вливаний.

2. Сложности с идентификацией участников бизнеса

Личности бенефициаров и партнеров в бизнесе скрываются – либо через непредставление/подделку идентификационных документов, либо, например, когда деньги уходят на безымянные банковские счета. Принцип “Знай своего клиента” начинает активно применяться и в России. Не так давно мы сообщали, что Центробанк собирается внедрить в банковской сфере новый подход к оценке благонадежности клиентов на основе цветовой дифференциации (“красная”, “желтая” и “зеленая” зоны риска), которая будет осуществляться на анонсированной в прошлом году платформе “Know Your Customer” - раскрывал подробности деловой портал РБК. Так что ответственность за узнавание своих клиентов по-прежнему лежит на профессиональных бухгалтерах в бизнесе. Если клиент без объяснения причин избегает личного контакта, то это явный “красный флажок” в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force - FATF). Что касается самых распространенных способов идентификации, то к ним относятся официальные документы, такие как паспорт или водительские права. Их трудно подделать, поэтому если вдруг клиент отказывается их показать – это само по себе очень подозрительное поведение.

3. Бизнес ведет свою деятельность в странах с высоким уровнем риска

Обращаем внимание на то, находятся ли принадлежащие организации активы в странах, относимых к группе с высоким уровнем риска (в том числе к так называемым “налоговым гаваням”). Также у клиентской организации могут быть директоры или владельцы среди резидентов таких стран. В ЕС Европейская Комиссия регулярно обновляет список таких государств – его обновленная в последний раз версия содержит теперь 16 названий: Афганистан, Босния и Герцеговина, Гвиана, Ирак, Лаос, Сирия, Уганда, Вануату, Йемен, Эфиопия, Шри-Ланка, Тринидад и Тобаго, Тунис, Пакистан, Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика. Если это действительно так, для минимизации рисков делового партнерства и транзакций с кем-либо из этих государств потребуется тщательная всесторонняя проверка due diligence – возможно даже, с привлечением передовых технологий искусственного интеллекта.

4. Большие объемы транзакций с наличностью

Есть некоторые виды бизнеса, традиционно считающиеся особенно уязвимыми перед отмыванием. Очень часто в качестве примера таковых называют салоны красоты, мебельные салоны, рестораны и т.п. – в целом, организации, через которые проходят большие объемы наличных средств. Сюда незаметно вливаются “грязные” деньги и завышают оборот – это должно вызвать подозрение, особенно если отсутствуют кассовые чеки, которые могли бы эти дополнительные суммы обосновать.

Или другой характерный признак: большие суммы денег вносятся на депозит с помощью банкоматов, что может сигнализировать нежелание напрямую контактировать с банком, либо крупные суммы разбиваются на множество мелких и вносятся на разные депозиты по отдельности – в одном отделении или в нескольких разных отделениях одного и того же банка.

5. Финансы поступают из слабо регулируемых источников

Бывший глава международных инвестиций в Citibank Рон Уормингтон (Ron Warmington) рассказывал, что около 20 лет назад его организацию предупредили о подозрительной активности в отделении Citibank в Пуэрто-Банусе испанской провинции Марбелья. По их оценкам, для розничного банковского кредитования в этом регионе самый большой кредит должен составлять в районе $800 тыс., однако у этого банка на балансе были кредиты общей величиной $40 млн. Оказалось, что многие кредиты имели гарантии финского банка, а процедуру андеррайтинга проводил российский банк. В ЕС такие страны как Кипр, Мальта, Латвия и Эстония построили свою экономику на привлечении иностранных капиталов, но без того чтобы тщательно отслеживать при этом их происхождение (см. историю с эстонским представительством Danske Bank). Если же деньги поступают к тому же из небанковской сферы (например, из области цифровых валют), то здесь строгое регулирование тем более отсутствует.

6. Необычное поведение/действия

Кто-то просит по-быстрому провести транзакцию, не объясняя, зачем это вдруг потребовалось, или просит при этом сократить обычные для этого процедуры. Также должны вызывать подозрение непропорциональные по объему транзакции, которые не вписываются в обычную картину бизнеса. Это может быть давний клиент, чей стиль жизни банку давно хорошо знаком, и вот этот клиент неожиданно покупает новую Феррари или едет в Монте-Карло играть в казино - весьма подозрительно!

7. Транзакции, которые не имеют экономического смысла

Пример: бизнес продает актив по цене ниже рыночной. Объекты собственности вообще занимают особое место в отмывании, если цена на них поддается манипулированию в целях сокрытия преступной деятельности. Для примера, собственность приобретается за нелегальные доходы и затем продается с потерями, чтобы отмыть деньги на “легальные”. Можно подойти и с другой стороны: занизить стоимость недвижимого имущества и заплатить риэлтору тайно с использованием незаконных средств, а затем снова продать недвижимость по рыночной цене и сделать вид, что на этом удалось заработать прибыль.

8. Слишком сложная структура собственности

У организации может быть несколько нелогично структурированных “прослоек” из офисов, групп акционеров и управляющих, что все очень затрудняет определение конечных выгодоприобретателей. Если в качестве акционеров выступают еще и зарубежные компании, расположенные в офшорных юрисдикциях, определить бенефициаров становится еще сложнее. “И неоправданно сложная структура группы, и инвестиции в области, не имеющие очевидной географической связи, могут служить индикаторами отмывания денег”, - говорится в заявлении Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов (Consultative Committee of Accountancy Bodies, CCAB).

9. Частая замена бухгалтеров

Еще один классический пример подозрительного бизнеса – это организация, часто меняющая своих бухгалтеров и/или профессиональных консультантов. Основная причина для такого поведения заключается в том, что редко кого из них подпускают слишком близко к деталям, которые могли бы стать сигналом неожиданных и неоправданных изменений финансового поведения. Также организации могут иногда нанимать себе консультантов из географически удаленных регионов, причем это никак не объясняется.

10. Участие в бизнесе политически значимых лиц

Политически значимые лица (“politically exposed persons”, PEP) с большой вероятностью могут злоупотреблять своим положением в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. К таковым относятся лица, занимающиеся или занимавшие ранее руководящие посты в исполнительных, законодательных или судебных органах власти, руководители политических партий и т.п.

Теги: отмывание  профессиональные бухгалтеры  подозрительная активность  Росфинмониторинг  критерии необычных сделок  Association of Accounting Technicians  AAT  бенефициары  “Знай своего клиента”  оценка благонадежности клиентов  “Know Your Customer”  Financia