Что самое важное было решено Советом по МСФО в ноябре

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 26 Ноября 2021


По материалам: IFRS

На проходившей целую рабочую неделю (15-19 ноября) встрече разработчики международных стандартов финансовой отчетности успели обсудить целый ряд важных тем, включая:

  • Динамическое управление риском
  • Изучение практической эффективности стандартов
  • Отрасли на тарифном регулировании
  • Гудвилл и обесценение
  • Основные формы отчетности
  • Второй полноценный пересмотр стандарта МСФО для малых и средних предприятий (“IFRS for SMEs”)

Изучение практической эффективности стандартов

В этот раз обсуждали в основном сроки реализации проектов по изучению практической эффективности стандартов IFRS 15 “Выручка по договорам с покупателями”, IFRS 16 “Аренда”, а также следующих двух частей проекта по стандарту IFRS 9 “Финансовые инструменты” по обесценению и учету хеджирования.

Пока что до всего этого далеко, поскольку лишь во второй половине следующего года IASB даст старт “PIR” – post-implementation review - по стандартам IFRS 15 и IFRS 9 (по теме обесценения), и тогда же обсудит, стоит ли давать старт “PIR” по стандартам IFRS 16 и третьей части IFRS 9 (по теме хеджирования), и если да, то когда именно. До того момента будут обсуждаться разве что план реализации исследования эффективности IFRS 15 и действующие требования по учету обесценения в IFRS 9.

Что касается уже пребывающих в процессе исследования стандартов IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, IFRS 11 “Совместная деятельность” и IFRS 12 “Раскрытие информации об участии в других организация”, то тут, прежде чем принимать какие-то решения по всплывшим актуальным темам (или вообще завершать проект “PIR”), Совет по МСФО решил уточнить кое-какие нюансы своей стратегии по принятию решений по этой части. Однако детали будут обговариваться уже на следующей встрече в декабре.

Динамическое управление риском

Члены Совета по МСФО встретились, чтобы обсудить потенциальные улучшения к промежуточной модели динамического управления рисками (“DRM” – от “Dynamic Risk Management”), недостатки которой были выявлены в ходе проведенных публичных обсуждений с составителями отчетности. Для того чтобы улучшить эффективность отражения применяемых организациями стратегий управления рисками, Совет по МСФО решил пока сделать следующее:

  • Пересмотреть ключевое определение целевого профиля риска, который будет определяться как допустимый диапазон (границы) риска, в рамках которого текущая чистая рисковая позиция может пребывать, соответствуя при этом текущей стратегии управления рисками;
  • Ввести в модель “DRM” новый элемент – “намерение по уменьшению риска” (risk mitigation intention). В количественных терминах этот та доля риска, которую организация намеревается устранить с помощью производных финансовых инструментов;
  • Пересмотреть требования к построению ориентирных производных инструментов таким образом, чтобы эти инструменты отражали собой намерения организации по уменьшению риска;
  • Ввести в модель проспективную оценку, чтобы модель “DRM” использовалась организациями в целях уменьшения ценового риска вследствие изменения процентных ставок при сохранении своего пребывания в границах целевого профиля риска. Кроме того, схожие ретроспективные оценки будут использоваться, чтобы учесть расхождения вследствие неожиданных изменений в модели “DRM”.

Никаких других обновлений в модель динамического управления риском вноситься не будет. Это касается даже тех потенциальных изменений, которые вполне основательно обсуждались ранее – например, по определению доли портфеля активов на предварительной оплате (будущих экономических благ; англ., “prepayable assets”).

Отрасли на тарифном регулировании

Совет по МСФО завершил обсуждение откликов, полученных на выходивший в начале года предварительный вариант стандарта, в котором была предложена новая модель с потенциалом заменить собой действующую в стандарте IFRS 14 “Счета отложенных тарифных разниц”. Однако никаких решений пока не принималось. Более того, те предложения, возможно, будут еще пересматриваться.

Гудвилл и обесценение

Зато предложения дискуссионного документа 2020 года по объединению бизнеса, учету гудвила и обесценения удостоились в этот раз большого внимания. В июле Совет по МСФО подвел итог прошлогодним консультациям, а сегодня уже принимает конкретные решения.

“Расширенные” синергии в результате объединения бизнеса

В своем дискуссионном документе авторы хотели потребовать от составителей отчетности раскрывать такие вещи как a) ожидаемое значение либо диапазон значений синергии, образующейся в результате объединения, и  b) ожидаемый момент ее реализации. В теории звучит, может, и понятно, но на практике могут возникнуть сложности. Чтобы их свести к минимуму, Совет по МСФО сегодня проводит тестирование конкретных примеров вместе со стейкхолдерами, чтобы с их помощью показать, как делать такие раскрытия:

  • Общий ожидаемый объем “синергии” – т.е. положительных эффектов, разделенных на группы в соответствии с их природой, например, общие доходы, общие расходы, и так далее;
  • Когда именно должны начать сказываться положительные эффекты, и когда они закончатся – это подразумевает раскрытие того, ожидает ли организация одноразового или же циклического эффекта.

Четко определять в стандарте само понятие “синергия” Совет по МСФО не хочет. Кроме того, в его прошлогодние предварительные предложения решено не вносить изменений с учетом откликов по другим аспектам публикации.

Влияние приобретенного бизнеса

Предварительно разработчики решили сохранить действующие сегодня требования параграфа B64(q)  МСФО 3. При этом цель требования по раскрытию в B64(q)(ii) будет объяснена дополнительно, но без дополнительных указаний относительно того, как именно раскрывать требуемую здесь информацию.

В B64(q)(ii) будет прямо оговорено, что основой для подготовки информации в соответствии с данным параграфом является учетная политика организации. Термин “прибыль или убыток” из формулировки устранят, заменив его на “операционную прибыль или убыток” (она получит определение в рамках проекта по основным формам отчетности).

Кроме того, IASB не будет вводить дополнительных требований по раскрытию информации о денежных потоках, возникающих в результате операционной деятельности.

Обязательства, возникающие в результате деятельности по финансированию, и обязательства в рамках пенсионного плана с фиксированными выплатами

Здесь разработчики изучали отзывы на прошлогодние предложения, согласно которым эти виды обязательств могли бы быть признаны основными классами, как в B64(i) МСФО 3. Решено было этого не делать, но вместо этого устранить из данного пункта стандарта сам термин “основной”. 

Также подкорректируют параграф IE72 (это иллюстративные примеры к МСФО 3), чтобы там добавить примеров обязательств, возникающих в результате деятельности по финансированию, и обязательств в рамках пенсионного плана с фиксированными выплатами.

Основные формы отчетности

Участники встречи обсуждали возможность корректировки формулировок предварительного варианта будущего стандарта, который показали в декабре 2019 г. В этот раз основной темой были показатели менеджерской отчетности.

Разговоры идут преимущественно вокруг ключевого определения, с акцентом на двух ключевых вещах: a) субъективное видение менеджера в отношении определенного показателя управленческой отчетности, и b) публичные раскрытия вне финансовой отчетности. Третьей важной темой IASB видит требование к показателям управленческой отчетности достоверно отражать относящиеся к ним аспекты финансовых результатов. Предварительно решено было:

  1. Обеспечивать пользователей отчетности представлением именно о субъективном видении менеджера, и в такой формулировке авторы оставят основную цель использования показателей управленческой отчетности;
  2. Этот же самый момент будет отражен в определении показателей управленческой отчетности;
  3. В стандарте будет использоваться опровержимая презумпция, гласящая, что промежуточные показатели прибылей и убытков в публичной отчетности вне основной финансовой отчетности отражают собой субъективное видение менеджера в отношении финансовых результатов отчитывающейся организации;
  4. Составителям отчетности позволят опровергать данную презумпцию, если в их распоряжении имеются обоснованные и подтвержденные данные, свидетельствующие, что это не так;
  5. Также разработчики предусмотрят общее руководство по проведению оценки на этот счет (имеется ли информация для опровержения презумпции). Тут, в частности, можно будет проверить, относятся ли промежуточные прибыли и убытки в составе показателя управленческой отчетности на весь промежуточный итог прибылей или убытков в финансовой отчетности. 

Публичные раскрытия вне финансовой отчетности

Разработчики решили сократить их охват по части показателей управленческой отчетности, исключив посты в социальных медиа, подкасты и интервью.

Достоверное представление

Чтобы обеспечить его, решено добавить руководство, объясняющее, как именно составителям отчетности следует приводить описания показателей управленческой отчетности понятным и доступным языком, который не вводит пользователей отчетности в заблуждение. Организациям необходимо будет соблюдать прозрачность в отношении использованных терминов и примененных методов, особенно тогда, когда они отличаются от терминов и методов МСФО.

Вместе с тем, поскольку “достоверное и непредвзятое” представление является общим требованием в отношении всей отчетности по МСФО, нет никакой надобности специально это выделять в рамках требований, прописанных для показателей управленческой отчетности.

Второй полноценный пересмотр стандарта “IFRS for SMEs”

Пересмотренный вариант постепенно готовится к выпуску. В этот раз обсудили следующие темы:

IFRS 16 “Аренда”

  • Раздел под номером 20 (“Аренда”) в “IFRS for SMEs” решено оставить, как он есть. Приведение его в большее соответствие с IFRS 16 будет реализовано в рамках следующего большого пересмотра стандарта МСФО для МСП;
  • Решено также не улучшать требования к раскрытию информации по операционной аренде без корректировки требований к признанию и оценке в том же Разделе 20.

IAS 19 “Вознаграждения работникам”

  • А здесь в соответствующий Раздел 28 стандарта “IFRS for SMEs” будут внесены изменения, касающиеся вознаграждений работникам по окончанию трудовой деятельности, чтобы привести его требования по признанию вознаграждений в соответствии с версией IAS 19 2011 года;
  • Кроме того, составителям отчетности сохранят возможность выбора учетной политики, оговоренную параграфом 28.24 “МСФО для МСБ”.

Упрощения, которые разрешает параграф 28.19

Требование оговаривает использование прогнозируемых условных единиц. Теперь этого не будет, потому что параграф решено было убрать вообще. В готовящемся к публикации обращении авторы предложат прокомментировать альтернативный вариант действий, проясняющий особенности применения проблемного метода, если респонденты не согласятся с идеей полного устранения данного параграфа из текста стандарта.

Прочие темы, где никаких изменений рекомендуется не вносить

По прочим темам решено было оставить “IFRS for SMEs” неизменным, с учетом того, каким оказался отклик на выходившее ранее обращение за информацией. Исключением является разве что признание и оценка расходов на разработку, требования к которым, возможно, будут скорректированы. Это будет обсуждаться на следующем заседании.

“Third Agenda Consultation”

Разработчики приступили к обсуждению откликов по теме долгосрочных рабочих планов на следующую пятилетку (2022-26 гг.). Они, среди прочего, посвящены Стратегии и правильному балансу в выборе возможных направлений действий, критериям для оценки приоритетов различных тем финансовой отчетности, и новым проблемным вопросам, которые могут быть в план добавлены. В этот раз по итогам начавшихся обсуждений никаких решений пока принято не было.
Теги: Совет по МСФО  динамическое управление риском  тарифное регулирование  отрасли на тарифном регулировании  гудвилл и обесценение  основные формы отчетности  IFRS for SMEs  МСФО для МСБ  IASB  учет обесценения  учет хеджирование  IFRS 15  IFRS 16  IFRS 9  P