Что ждет IFRS 17 дальше?

IFRS 4 / IFRS 17 Договоры...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 22 Ноября 2019


По материалам: IFRS

Члены Совета по МСФО Даррел Скотт (Darrel Scott) и Ник Андерсон (Nick Anderson) представили аудиоотчет, в котором делятся итогами обсуждений дальнейшей “судьбы” уточняющих корректировок к стандарту IFRS 17 “Договоры страхования”, рассказывают о реакции мировых инвесторов на них и их отношении к процессу внедрения нового стандарта компаниями, а также о некоторых деталях встречи с членами постоянной Консультативной комиссии по рынкам капитала (CMAC).


По ходу последней встречи Совет по МСФО обсудил отклики, полученным им в ответ на предварительный вариант будущих ограниченных изменений к стандарту – их, напомним, по итогу вышло ровно 12 общих из первоначального списка 25 ключевых проблемных вопросов (по многим IASB решил просто ничего не менять, не посчитав это оправданным). Общий вывод, который можно сделать по итогам анализа полученных комментариев, заключается в том, что мировая финансовая общественность идеи разработчиков приняла, однако очень многие в своих письмах указывали на другие области IFRS 17, в которых еще остались не проясненные до конца моменты. Весьма вероятно, что заниматься ими Совет по МСФО будет после вступления стандарта в силу 1 января 2022 года, но в качестве временного решения ему порекомендовали несколько расширить охват того, что уже было предложено в июне этого года.

Инвесторы были самыми активными участниками публичных обсуждений все эти месяцы. Рассказывая об их восприятии процесса перехода мировых компаний на IFRS 17, Ник Андерсон отмечает высокую степень принятия предложений от Совета по МСФО, поскольку инвесторы уверены, что в скорректированном варианте новый стандарт будет лучше объяснять страховую деятельность организаций. Однако “красной ниточкой” через большинство посланий от инвесторов проходит ключевая мысль, что сейчас самое время внедрять новые требования. Послание это адресовано, разумеется, составителям отчетности. Даже если предположить, что с переходом на новый стандарт компании справятся вовремя – а это очень спорная и самонадеянная точка зрения – мировым инвесторам уже, если по-простому, надоела нехватка прозрачности в этой области, с которой тем больше хочется поскорее покончить, чем ближе новый стандарт. Как отмечает по этому поводу Ник Андерсон (сам в прошлом профессиональный инвестор) – он лично знает людей, отказавшихся от инвестирования по причине недостаточной прозрачности ввиду ограничений действующего до сих пор подхода к учету страхования. Совет по МСФО, впрочем, воспринимает это послание так: то, что было сделано в этом году, было необходимо сделать, это были важные изменения, но теперь пришло время продолжать внедрение без дальнейших отсрочек. О новых изменениях разработчики подумают после проведения исследования практики применения IFRS 17 – традиционно, спустя несколько лет после вступления его в силу, как с исследованием практики по любому другому новому стандарту.

Те же самые мысли были озвучены в ходе октябрьской встречи с членами комитета CMAC – они, правда, представляют скорее противоположную сторону, то есть компании на МСФО-отчетности. Относительно важности проделанной Советом по МСФО работы ни у кого сомнений нет – один из членов даже высказал мысль, что это, вероятно, одно из самых значительных достижений разработчиков в плане создания равных условий для финансовой отчетности целой отрасли. И конечно, внедрение сопряжено с затратами, но вместе с тем очень велики потери для всей общественности из-за того, что равных условий – пока что, до этой поры – не было. Если инвесторы не могут инвестировать, компании несут потери в виде большей стоимости привлечения капитала, и поспорить с этим утверждением трудно. Общий вывод: “Прекрасная работа, но пришло время действовать, чтобы наконец-то увидеть отдачу”.

Оставляя в стороне полученный отклик, перейдем к тому, что решил Совет по МСФО в ходе прошедшей буквально на днях встречи – какие темы он будет прорабатывать дальше, а какие нет, прежде чем утвердить их в окончательном варианте? Как отмечает по этому поводу другой член Совета по МСФО, Даррел Скотт, отзывы на июньский дискуссионный документ дали им необходимые основы, чтобы двигаться дальше. И сам Совет, и члены технической команды разработчиков прекрасно осознают, что люди сегодня находятся в процессе активного внедрения стандарта IFRS 17, буквально параллельно с тем, как они сидят и обсуждают это за столом. Поэтому чем быстрее появится определенность, тем лучше. Еще на этапе разработки плана изменений IASB четко решил, что будет вмешиваться в уже запущенный процесс внедрения по самому минимуму, этот момент очень важен. Другой важный момент касается издержек, а именно: чем больше они будут затягивать сегодня, тем больше прибавится издержек, поэтому двигаться нужно быстро.

По ходу заседания члены технической команды разработчиков представили на рассмотрение Совету обзор полученных писем с комментариями и разбили все поднятые темы на условные три части. Первая условная часть – это та, в которой со стороны мирового финансового сообщества четко прослеживается поддержка изложенным в дискуссионном документе предложениям. Как следствие, здесь Совету, в самом деле, уже больше нечего делать. Технические разработчики лишь попросили IASB дать им официальное разрешение на перенос этих тем из дискуссионного документа в финальную версию стандарта в неизменном виде.

Вторая категория – это темы, по которым люди, в общем и целом, поддержали Совет по МСФО, но попросили его проработать их чуть глубже, возможно, расширить охват. По ним еще предстоит решить, будут ли вноситься дополнительные корректировки в их предварительный вариант. Кроме того, в эту же категорию отзывов вошли те, где комментаторы упоминали области, даже не охваченные июньской публикацией, однако они считают, что эти области IFRS 17 точно стоит уточнить прямо сейчас. По мнению технических разработчиков, есть четыре такие темы, которые очень важно будет рассмотреть дополнительно – просто как знак того, что Совет по МСФО уважает и прислушивается к пожеланиям широкой общественности, а также потому, что IASB согласился с изложенными аргументами и считает эти темы важными, хотя ранее их не еще не обсуждал. Более детально они будут рассмотрены в ходе будущих встреч. Впрочем, Совет по МСФО оставляет тут себе безопасный простор для маневра: Даррел Скотт отмечает, что сам факт получения таких пожеланий в письмах с комментариями для них еще не означает, что они обязательно засядут за работу над новыми изменениями. На данный момент они просто хотят заверить, что эти пожелания были услышаны.

И наконец, третья категория откликов касалась тем, упомянутых авторами писем с комментариями (или участниками других организованных публичных мероприятий) в качестве все еще проблемных, но Совет по МСФО считает, что они уже были проработаны полностью ранее, либо не требуют никаких дальнейших обсуждений, несмотря на то, что к ним вновь пытаются привлечь его внимание. Здесь техперсонал попросил лишь формального подтверждения отсутствия необходимости дальнейшей проработки этих тем, хоть они и были выделены в ходе публичных обсуждений дискуссионного документа. Обсуждение некоторых из них на заседании, по словам Даррела Скотта, было очень интенсивным и в чем-то эмоциональным, но в конец концов Совет пришел к консенсусу: дальнейших обсуждений по ним не будет, и точка.

Таким образом, чего ждать дальше от данного проекта? Уже к следующему заседанию – которое не будет единственным, потому что доработка займет еще где-то три месяца - техперсонал выставит на обсуждение IASB некоторые темы, которые требуют доработки (либо работы с нуля, если они ранее Советом не обсуждались вовсе). Это в дополнение к темам из упомянутой выше первой категории – темы, которые нужно одобрить на включение в итоговый вариант стандарта чисто формально, потому что таков установленный порядок разработки МСФО. По оценкам Даррела Скотта, закончат они свою работу над всеми изменениями в IFRS 17 в окончательном варианте где-то в феврале, а после всех соблюденных формальностей их добавят в стандарт ближе к середине следующего года. Что тут остается отметить еще? Хорошо все-таки, что стандарт решено было задержать на год, иначе пришлось бы подстраиваться под изменения в требованиях уже в процессе.

В приведенных ниже списках перечислены отдельные темы, по которым в ходе прошедших обсуждений техперсонал дал определенные рекомендации, а Совет по МСФО их во всех случаях одобрил подавляющим числом голосов “за” - 13 либо 14 членов из 14 всего. Для примера, среди тем, которые, согласно только что приведенной классификации Даррела Скотта, было решено взять на доработку, значатся такие:

  • Исключение из требований для кредитных карт с элементами страхования (можем со своей стороны допустить, что тут, скорее всего, речь в дальнейшем пойдет о распространении этого исключения на дебитовые карточки)
  • Контрактная маржа и ее расчет с учетом инвестиционной компоненты; элементы покрытия для договоров страхования без характеристик прямого участия
  • Договоры перестрахования и возмещение потерь с их помощью
  • Дата вступления в силу IFRS 17 (неужели отложат еще на год?!)
  • Временное освобождение по применению IFRS 9 для страховых компаний (здесь понятно, эти две темы связаны)
  • Терминология
  • Агрегирование
  • Промежуточная финансовая отчетность

И некоторые другие.

А вот примеры тем, по которым техническими разработчиками было предложено (и Совет это поддержал) не проводить никакой дополнительной работы и сразу направлять эти предложения в будущий итоговый вариант стандарта в неизменном виде:

  • Предусмотренное исключение для выданных ссуд
  • Контрактная маржа и ее расчет с учетом инвестиционной компоненты; элементы покрытия для договоров страхования без характеристик прямого участия (в этом и в предыдущем случаях речь идет о разных нюансах одного и тоже же вопроса - все станет яснее вместе с началом обсуждений, когда будет видно, что именно Совет решил доработать, если решил вообще)
  • Представление финансовой информации в отчете о финансовом состоянии
  • Переходные послабления для случаев объединения бизнеса

И некоторые другие.

Наконец, примеры тем из третьей категории, о которой говорил Даррел Скотт. Эти темы решено было не рассматривать, потому что Совет по МСФО считает тут свою работу законченной, невзирая на поступившие замечания:

  • Денежные потоки по договорам перестрахования
  • Фактор субъективности в определении ставок дисконтирования и корректировка по нефинансовым рискам
  • Корректировка по нефинансовым рискам в консолидированной группе компаний
  • Ставка дисконтирования, используемая для определения корректировок в контрактной марже
  • Возможность отражения страхового финансового дохода или расхода в прочем совокупном доходе
  • Классификация договоров страхования в объединении бизнеса
  • Применимость подхода с переменным страховым вознаграждением

И некоторые другие.

Теги: IFRS 17  договоры страхования  Совет по МСФО  IASB  Даррел Скотт  Darrel Scott  Ник Андерсон  Nick Anderson  CMAC  МСФО  финансовая отчетность  контрактная маржа  инвестиционная компонента  договоры перестрахования  IFRS 9  объединение бизнеса