Инсайдеры

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №3-2014
Опубликовано: 17 Марта 2014

Для стран, имеющих организованные рынки цен­ных бумаг, неправомерное использование инсай­дерской информации при совершении сделок с фи­нансовыми инструментами и товарными активами, а также манипулирование рынками, является одной из первичных проблем. Развитие мирового фон­дового рынка вкупе со стремлением привлечь ин­весторов на национальные рынки и обеспечить им гарантии равного доступа к информации служат причиной для пересмотра антиинсайдерского законодательства в целях ужесточения контроля и от­ветственности за совершение сделок с использова­нием инсайдерской информации во многих разви­тых странах, где правовое регулирование инсайда осуществляется достаточно давно.

С целью обеспечения безопасности европейского финансового рынка 28.03.2003 г. была принята Ди­ректива 2003/6/ЕС, которая рассматривает торгов­лю, основанную на использовании инсайдерской ин­формации, как разновидность недобросовестной рыночной практики, наряду с манипулированием рынком. Понятие инсайдерской информации, закре­пленное Директивой, распространяется не только на ценные бумаги, но и на финансовые инструменты в целом, в том числе на деривативы. В последующем во исполнение Директивы 2003/6/ЕС был принят ряд директив, конкретизирующих отдельные ее положе­ния и более подробно регулирующих отдельные во­просы публичного раскрытия инсайдерской инфор­мации, представления инвестиционных рекоменда­ций, составления списков инсайдеров и т. д.

В отечественном законодательстве институт инсай­да существует относительно недавно, несмотря на то, что отсутствие правового регулирования нега­тивно сказывалось на экономике в целом. В конце 90-х годов было подготовлено несколько вариантов проектов закона, из которых только один рассма­тривался Государственной Думой, но так и не был принят даже в первом чтении. Более 7 лет потребо­валось для разработки действующего в настоящее время закона, и 2,5 года обсуждались и регулиро­вались его отдельные нормы. Завершением такой длительной и глобальной работы стало принятие в 2010 году Федерального закона № 224 «О про­тиводействии неправомерному использова­нию инсайдерской информации и манипули­рованию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), ос­новная задача которого заключалась в созда­нии платформы для целой системы правовых механизмов, регулирующих эффективное и добросовестное развитие организованных финансовых и товарных рынков.

Функции по нормативно-правовому регули­рованию, контролю и надзору в сфере финан­совых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), обеспечению государственного контроля за соблюдени­ем требований законодательства были воз­ложены на регулятора финансового рынка — ныне упраздненную Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России).

ФСФР России была создана по решению Пре­зидента России в 2004 году и представляла собой единственный государственный кон­тролирующий орган, в компетенцию которого входил контроль над оборотом ценных бумаг на территории Российской Федерации и при­нятие нормативных правовых актов на законо­дательном уровне. Служба подчинялась непо­средственно Правительству РФ и была подот­четна ему по всем вопросам, относящимся к состоянию финансовых рынков в России.

1 сентября 2013 года ФСФР России была упразднена, и ее функции перешли в ведение Банка России, на который возлагаются зада­чи качественного повышения уровня развития финансовых рынков и надзора за ними. Имея многолетний опыт, кадровый и техниче­ский потенциал, а также широкую региональ­ную сеть, Банк России планирует уделять особое внимание повышению доверия по­требителей финансовых услуг, а также пере­ходу на безбумажные технологии.

За период своего существования ФСФР Рос­сии были разработаны и введены в действие подзаконные нормативные акты, цель которых — развитие и конкретизация положений Закона № 224-ФЗ. В приведенной ниже таблице пред­ставлен перечень самых актуальных и необходи­мых для применения компаниями в текущей рабо­те нормативных актов (см. таблицу 1 на стр. 26).

Закрепляя определения инсайдерской ин­формации, инсайдеров, обязанностей инсайдеров, формулировки запретов на ис­пользование инсайдерской информации, правил раскрытия информации, а также иных норм и конструкций, Закон № 224-ФЗ име­ет своей явной основой опыт регулирования вопросов инсайда зарубежных стран, закре­пленный в директивах Европейского Союза.

Но Закон № 224-ФЗ имеет и свою специфи­ку. Например, используя комплексный под­ход, законодатель предусмотрел противодей­ствия нарушениям не только на финансовых рынках, включая валютный, но и на рынках товарных. Особенностью Закона является и то, что он одновременно регулирует исполь­зование инсайдерской информации и незаконное манипулирование рынком.

Термин «инсайдер» (от англ. inside — внутри) заимствован из иностранной нормативной лексики. Экономический словарь дает следу­ющее определение:

«Инсайдер — любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному поло­жению и родственным связям».

При том, что в Законе № 224-ФЗ отсутству­ет четкое определение понятия «инсайдер», статья 4 Закона содержит перечень лиц, при­знаваемых инсайдерами, и включает:

1. Лиц, создающих внутреннюю информацию компании или обладающих ею в силу выпол­нения своих служебных полномочий на руко­водящих должностях. Ими являются:

  • эмитенты эмиссионных ценных бумаг и управляющие компании (п. 1 ст. 4). Письмом от 29.08.2012 г. № 12-ОП-10/38227 ФСФР

ТАБЛИЦА 1. Нормативные акты, разработанные ФСФР РФ в целях развития и конкретизации положений Закона № 224-ФЗ

России разъяснила, что эмитенты, эмисси­онные ценные бумаги которых не допущены к обращению на организованных торгах или в отношении которых не подавалась заявка о допуске к обращению на указанных торгах, к инсайдерам не относятся; хозяйствующие субъекты, включенные в пред­усмотренный ст. 23 Закона «О защите конку­ренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ (п. 2 ст. 4); организаторы торгов, клиринговые органи­зации, а также депозитарии и кредитные ор­ганизации, осуществляющие расчеты по ре­зультатам сделок, совершенных через орга­низаторов торгов (п. 3 ст. 4); профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в инте­ресах клиентов операции с финансовыми ин­струментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую ин­формацию от клиентов (п. 4 ст. 4);

  • федеральные органы исполнительной вла­сти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного само­управления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюд­жетных фондов, Банк России (п. 9 ст. 4).

2. Лиц, получивших доступ к инсайдерской ин­формации в процессе участия в органах управления компаний, действующих на осно­вании договоров, а также являющихся соб­ственниками определенного количества ак­ций (долей) компании. Это:

  • лица, имеющие доступ к инсайдерской ин­формации инсайдеров, перечисленных в пп. 1-4 ст. 4 Закона 224-ФЗ, на основании заключенных с ними договоров — аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юри­дические лица, с которыми оценщики заклю­чили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредит­ные и страховые организации;
  • лица, владеющие не менее чем 25 % голосов в высшем органе управления инсайдеров, перечисленных в пп. 1-4 ст. 4 Закона 224-ФЗ, а также лица, которые в силу владения акци­ями (долями) в уставном капитале инсайде­ров имеют доступ к инсайдерской информа­ции на основании федеральных законов или учредительных документов (п. 6 ст. 4);
  • лица, имеющие доступ к информации о на­правлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приоб­ретении акций в соответствии с законода­тельством РФ об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество соответствующее предложение о приобретении акций; кредитная организа­ция, предоставившая банковскую гарантию; оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);
  • лица, имеющие доступ к инсайдерской ин­формации в силу выполнения ими своих должностных функций (п. 10 ст. 4):

1) руководители федеральных органов исполни­тельной власти;

2) руководители исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов РФ;

3) имеющие доступ к инсайдерской информа­ции выборные должностные лица местного самоуправления;

4) государственные служащие и муниципаль­ные служащие федеральных органов испол­нительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, орга­нов местного самоуправления;

5) работники органов и организаций, осущест­вляющих функции федеральных органов ис­полнительной власти, исполнительных орга­нов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

6) работники органов управления государствен­ных внебюджетных фондов;

7) служащие (работники) Банка России;

8) члены Национального банковского совета;

  • информационные агентства, осуществляю­щие раскрытие или предоставление инфор­мации инсайдеров, перечисленных в пп. 1-5, 9 ст. 4, и Банка России;
  • лица, осуществляющие присвоение рей­тингов инсайдерам, перечисленным в пп. 1 -4 ст. 4, а также ценным бумагам;
  • члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнитель­ного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляю­щий либо временный единоличный исполни­тельный орган), члены ревизионной комиссии;
  • физические лица, имеющие доступ к инфор­мации инсайдеров, указанных в пунктах 1 – 8, 11 и 12 статьи 4 на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров (п. 13 ст. 4).

Перечень инсайдеров, сформулированный Законом как исчерпывающий, на самом деле таковым не является. Например, пунктом 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ к инсайдерам от­несены конкретные лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании за­ключенных договоров — аудиторы (аудитор­ские организации); оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили тру­довые договоры), профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, кредитные орга­низации, страховые организации. Но те или иные услуги, которые могут быть оказаны ин­сайдерам сторонними организациями, едва ли можно перечислить в Законе.

Определение термина «инсайдерская ин­формация» дано Законом № 224-ФЗ. Это

«точная и конкретная информация, кото­рая не была распространена или представ­лена <…>, распространение или представ­ление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов <… > и входящая в прописанный Банком Рос­сии исчерпывающий перечень инсайдерской информации».

И, несмотря на то, что российский законода­тель проигнорировал опыт деления инсайде­ров на первичных и вторичных, имеющийся в законодательстве об инсайде других стран, со­держание инсайдерской информации сформу­лировано статьей 3 Закона № 224-ФЗ относи­тельно различных категорий инсайдеров.

Поскольку при совершении сделок инсай­дерская информация играет важную роль, среди юристов, экономистов и представи­телей биржевой торговли не прекращаются дискуссии по вопросу, причиняют ли инсай­дерские сделки ущерб финансовой системе или наоборот — информированность участ­ников способствует более эффективному це­нообразованию. Но это теория… На практи­ке действующее законодательство всех раз­витых стран установило запрет инсайдерских сделок и манипулирование рынками, стре­мясь обеспечить справедливое ценообра­зование на финансовые инструменты, ино­странную валюту и (или) товары, равенство инвесторов и укрепление их доверия.

Не стало исключением и российское зако­нодательство. Запрещено использовать инсайдерскую информацию для осуществле­ния операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информа­ция, за свой счет или за счет третьего лица. Этот запрет не распространяется на опера­ции, совершенные в рамках исполнения обя­зательства по покупке или продаже финан­совых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого на­ступил, если такое обязательство возникло в результате операции, проведенной до то­го, как лицу стала известна инсайдерская ин­формация.

Во-вторых, запрещено передавать инсай­дерскую информацию другому лицу. Из это­го правила также есть исключения: передача инсайдерской информации допускается ли­цу, включенному в список инсайдеров, в свя­зи с исполнением обязанностей, установлен­ных федеральными законами, либо же в свя­зи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора, и в случае пере­дачи инсайдерской информации для ее опубликования редакции СМИ, ее главному ре­дактору, журналисту и иному работнику. При этом установлено, что передача инсайдер­ской информации для опубликования, а рав­но само опубликование не освобождает от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, со­ставляющих охраняемую законом тайну (государственную, налоговую, коммерческую и др.), а также от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдер­ской информации.

Помимо прямых запретов, установленных за­конодателем и перечисленных выше, инсай­дер обязывается уведомлять своего рабо­тодателя (инсайдера, внесшего его в список инсайдеров) об осуществленных им опера­циях, которые могут быть связаны с инсай­дерской информацией, подтверждая тем са­мым добросовестное использование извест­ной ему инсайдерской информации.

В целях контроля за действиями инсайдеров Закон № 224-ФЗ определяет следующие обя­зательства для инсайдеров – юридических лиц:

(1) обязанность эмитентов, управляющих ком­паний, организаторов торговли и других лиц разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охра­ны ее конфиденциальности, а также создать (определить, назначить) структурное подраз­деление (должностное лицо), отвечающее за осуществление такого контроля (ст. 11 Зако­на № 224-ФЗ);

(2) обязанность организаторов торговли уста­новить правила предотвращения, выявле­ния и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, включающих критерии нестандартных сделок (заявок).

Автор:

Теги: инсайдеры  инсайдерская информация  манипулирование рынками  антиинсайдерское законодательство  Директива 2003/6/ЕС  финансовые инструменты  инсайд  Федеральная служба по финансовым рынкам  ФСФР  конфиденциальная информация