Изменения в учетной политике по IAS 8 – комментарии от IASB

IAS 8 Учетная политика, изменения в ра...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 31 мая 2018

По материалам: IFRS

Не так давно Советом по МСФО были предложены очередные поправки к стандарту IAS 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки” (а буквально в середине мая мы писали о вышедших к ним дополнениях). В этой новой веб-презентации член IASB Мэри Токар (MaryTokar) и входящий в состав рабочей группы Джавад Доссани (Jawaid Dossani) дают краткий обзор сути изменений и объясняют их основное назначение в практическом плане. Также они отвечают на особенно часто задаваемые вопросы по этой теме.

Начать стоит с того, зачем вообще Совет по международным стандартам финансовой отчетности предлагает изменения к IAS 8, в чем этим изменения выражаются, и что они означают.

Дело в том, что действующие требования стандарта оговаривают, среди прочего, добровольное изменение компаниями своей учетной политики в ответ на решения, принятые Комитетом по Интерпретациям, который рассматривает поступающие со стороны составителей отчетности вопросы и разъясняет порядок применения требований стандартов в той или иной ситуации. Случаи, когда Комитет приходит к выводу, что текущая версия того или иного стандарта действительно не может дать точного ответа в отношении учета в конкретной ситуации, и что требуется доработка стандарта или публикация дополнительного руководства, довольно редки, но все же случаются.

В противном случае публикуемые разъяснения оказывают на учетную политику компаний существенное или не очень существенное влияние и могут потребовать (или не потребовать) от компаний ретроспективного внесения изменений. Сам факт публикации означает, что изменений в МСФО вноситься не будет (раз есть разъяснение, значит, оговоренных в стандарте требований и так достаточно), поэтому изменения в учетную политику компаниям, в принципе, можно и не вносить, а если они вносятся, то являются добровольными.

Именно этим понятием оперирует опубликованный в марте предварительный вариант поправок к IAS 8. Добровольные изменения в учетной политике, согласно действующей сегодня версии, должны быть ретроспективными – за тем единственным исключением, когда это не оправдано из практических соображений. Предложенные узконаправленные изменения призваны упростить подход к внесению изменений и устранить барьеры, мешающие обеспечению полезности финансовой информации для ее пользователей и последовательности применения стандартов МСФО.

Вот как это планируется реализовать. Совет по МСФО предлагает создать “основы” - ввести ограничительные рамки для изменений в учетной политике, принимаемых вследствие решений Комитета по Интерпретациям, что должно облегчить этот процесс для составителей отчетности. Масштаб вносимых ретроспективно изменений будет определяться самими компаниям на основе оценки полезности новой финансовой информации для пользователей и издержек ретроспективного внедрения для самой компании.

Как видно на приведенной схеме, стандарт IAS 8 сегодня требует применять изменения в учетной политике ретроспективно, а если это противоречит соображениям практичности – то с самой ранней даты, когда это, условно говоря, становится практичным. В случае если изменения вносятся конкретно в результате принятых Комитетом по Интерпретациям решений, новая версия стандарта несколько облегчит жизнь компаниям благодаря подходу, основанному на анализе издержек ретроспективного применения и полезности информации для ее пользователей. Этот анализ соотношения пользы и издержек потребует принятия в расчет дополнительных усилий по определению результирующего влияния изменений и того, каким образом отсутствие ретроспективного применения повлияет на решения пользователей отчетности.

Анализ пользы и дополнительных издержек в этом случае будет представлять собой субъективную оценку компаний. Тем самым Совет по МСФО пытается учесть различные информационные потребности пользователей отчетности разных компаний, а также различные потенциальные издержки на ретроспективное внедрение изменений разными компаниями.

Важно подчеркнуть, что определение продолжительности периода ретроспективного применения в рамках новой версии стандарта IAS 8 будет определяться исключительно соотношением потенциальной пользы отчетности и потенциальных издержек на ее подготовку, но это послабление отнюдь не дает компаниям полную свободу в определение этого периода на свое усмотрения или вообще выбора перспективного применения.

На схеме проиллюстрированы различные подходы компаний к оценке издержек и потенциальной пользы от ретроспективного применения ею изменений в своей учетной политике. Хорошо видно, что и издержки, и потенциальная полезность информации для пользователей отчетности постепенно снижаются при переходе с ретроспективного на перспективное применение, причем и то, и другое можно еще и применять по-разному.

Предварительный вариант стандарта рассматривает:

  • Ретроспективное применение с переподготовкой отчетности
  • Ретроспективное применение с отражением кумулятивного эффекта на начало текущего периода
  • Перспективное применение с начала предыдущего периода
  • Перспективное применение с начала текущего периода.

Более подробно о применимости этих подходов изложено в опубликованном Советом по МСФО будущем варианте IAS 8.

Совет по МСФО осознает, что такая оценка издержек и пользы потребует от компаний применения профессионального суждения, однако профессиональное суждение, как известно, является составной частью любой системы, которая основана на принципах, и это само по себе отнюдь не означает непоследовательности применения. Есть, однако, ряд вопросов, которые могут направить мысли в нужное русло и облегчить эту оценку, например:

  • Если ли у компании уже сейчас информация для ретроспективного применения изменений, и если нет, то насколько легко ее будет получить?
  • Насколько существенным будет не заниматься переподготовкой отчетности при ретроспективном применении?
  • Как велики изменения в целом? Какого типа решения пользователей отчетности будут затронуты в случае неприменения изменений в учетной политике ретроспективным методом?
  • Насколько всеобъемлющи эти изменения? Касаются ли они лишь какой-то определенной статьи, или же затрагивают всю финансовую отчетность в целом?
  • Как повлияют изменения на общую информацию?

Вопросы и ответы

Почему Совет по МСФО ограничил применение предложенного подхода с оценкой потенциальных издержек и преимуществ, распространив его на ретроспективное внедрение изменений в учетной политике исключительно в результате решений Комитета по Интерпретациям?

Ответ на этот вопрос кроется причине, почему IASB вообще засел за разработку этих поправок к IAS 8. Поступало много нареканий, что польза от финансовой отчетности снижается в результате добровольных решений компаний о ретроспективном внесении изменений кроме тех случаев, когда это не являлось практичным. Совет решил сделать поправки очень ограниченными, чтобы найти решения для узкого круга сегодняшних проблем.

Сами по себе разъяснения от Комитета по Интерпретациям стандарты МСФО никак не меняют, и компании, в принципе, также не обязаны менять учетную политику, однако очень часто это подразумевается с учетом представленных Комитетом материалов разъяснительного характера. Отличие этих добровольных изменений в учетной политике от всех прочих добровольных изменений в том, что во втором случае компания сама выбирает момент, когда их внедрять – следовательно, имеет больше времени на подготовку, на сбор информации и так далее. Там могут быть свои проблемы, но о них Совету по МСФО пока не известно, и в такой более широкой версии проект изменений потребовал бы более тщательного исследования. Подробнее этот момент объясняется в параграфе BC6 “Базиса для умозаключений” к данному стандарту.


Есть ли у Совета какие-то опасения касательно использования компаниями данного подхода с анализом потенциальных издержек и пользы?

Как оказалось, некоторые опасения, по крайней мере, высказывались отдельными членами IASB, особенно в отношении оценки пользы ретроспективно подготовленной отчетности для ее пользователей. Однако оставить на профессиональное суждение компаний только лишь оценку их потенциальных издержек было бы неправильно, так как в этом случае они пренебрегали бы потребностями пользователей своей отчетности. Кроме того, важно понимать, что предварительный вариант стандарта не просто оговаривает такую оценку, но и включает в себя основы для ее проведения, чтобы по возможности обеспечить нужный уровень строгости и последовательности. Подробнее этот момент объясняется в параграфах BC9-12 “Базиса для умозаключений” к данному стандарту.


Когда именно компания решает применить изменения в своей учетной политике в результате разъяснений Комитета по Интерпретациям? Пример: Комитет выпустил разъяснения в июне 20Х0 года. У компании годовой отчетный период оканчивается 31 декабря, и она решает, что разъяснения Комитета по Интерпретациям для нее актуальны – следовательно, ей нужно изменить свою учетную политику. Но значит ли это, что она должна применять эти изменения также в отношении своей промежуточной отчетности в 20Х0 году? В зависимости от того, какие именно это изменения, применять их в отношении промежуточной отчетности того же самого периода может быть непросто.

Безусловно, и этот момент удостоился внимания IASB в ходе работы над предварительным вариантом стандарта. Было решено не определять жестко момент внедрения изменений. Однако поскольку тема в обсуждениях все-таки поднималась, в “Базисе для умозаключений”, в параграфах BC18-22 можно ознакомиться с логикой рассуждений членов Совета, из которой следует, что, по его мнению, при внедрении компаниям стоит учитывать необходимое на подготовку время. Это не очень четкое указание, и оно также потребует профессионального суждения со стороны компаний на основе природы изменений, но это иллюстрирует видение разработчиков МСФО. Поэтому по приведенному примеру нельзя дать четкого ответа – разве что предположить, что логично будет для компании начинать внедрение с начала следующего периода, то есть с 1 января 20Х1 г.


Последний вопрос касается того, не задумывался ли IASB когда-нибудь о дополнительном руководстве, которое разъясняло бы, что представляет собой по сути изменение в учетной политике в результате разъяснений Комитета по Интерпретациям: коррекцию предыдущего периода, изменение бухгалтерских оценок или же просто добровольное изменение учетной политики.

Еще один момент, не избежавший внимания членов Совета по МСФО. Однако, как и в предыдущем случае, в предварительный вариант стандарта решено было подобного руководства не включать. Дело в том, что в действующем варианте стандарта IAS 8 уже содержится исчерпывающее, на взгляд IASB, руководство по данному вопросу определения природы изменений в учете. В параграфах BC15-17 “Базиса для умозаключений” приведены детали обсуждений.

Напоминаем, что период консультаций по предварительной новой версии IAS 8 продолжается до 27 июля, и еще есть время поделиться с разработчиками своими мыслями по теме. После получения всех комментариев Совет по МСФО их проанализирует и затем решит относительно дальнейшего направления работы.

Теги: Совет по МСФО  IAS 8  учетная политика  ретроспективное применение  Комитет по Интерпретациям  IASB  МСФО  изменения в учетной политике  ретроспективное внедрение  перспективное применение  профессиональное суждение  переподготовка отчетности