Некоторые проблемы развития аудита в России

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “Аудит” №1-2017
Опубликовано: 15 Февраля 2017

В статье анализируется состояние рынка аудиторских услуг, констатируется кризис в подготовке аудиторов в России, снижение интереса к профессии аудитора, уменьшение притока лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, а также анализируются основные проблемы развития аудиторской профессии.

Сегодня страна переживает не только кризис в экономике, но и кризис в непосредственно нашей аудиторской деятельности. Непростая ситуация сложилась на рынке аудиторских услуг, перекраивается жизнь аудиторского сообщества, падает престиж аудиторской профессии, обострилась в последние годы проблема воспроизводства аудиторов.

Разработан проект Концепции развития аудиторской деятельности в России. Концепция нужна. Но в сегодняшнем виде – это констатация того, что есть в российском аудите, и намечены пути эволюционного развития того, что уже существует. Не хватает предложений по коренным преобразованиям аудита.

Отмечу только три проблемы развития аудиторской профессии.

Первая проблема связана с сущностью аудита

В соответствии с принятым в декабре 2008 г. Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выработки мнения о достоверности такой отчетности. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Инвесторы хотят быть уверены в том, что финансовые операции компании осмысленны и отчетность, представляемая общественности, достоверно отражает ее финансовое состояние.

Зачастую эти выводы делает не всегда достаточно грамотный акционер на основе публичной финансовой отчетности, а хотелось бы, чтобы этим занимался специалист, каковым является, по определению, аудитор, имеющий возможность анализировать данные как финансового, так и управленческого учета, и делать не как дополнительную услугу, за которую не каждый пользователь может заплатить, а в своем аудиторском заключении. Конечно, цена такого заключения возрастает, но эффект для развития экономики будет несомненный. Решение этой проблемы меняет понятие сущности аудита и компетентности аудитора. Но современное положение в рыночной экономике, когда как глобальный финансово-экономический, так и кризис в аудиторской деятельности еще далеко не закончились, делает эту проблему актуальной.

Итак, аудит, на мой взгляд, не должен ограничиваться только констатацией формального соответствия отчетности правилам ведения бухгалтерского учета, а должен анализировать данные учета в целях оценки эффективности бизнеса. Это, как я полагаю, будущее аудита, путь к повышению доверия общества к профессии аудитора и вместе с тем важное средство предотвращения скатывания экономики в пропасть очередного кризиса. В мировой практике много примеров, когда, при положительном заключении аудитора, следует банкротство.

Многие считают, что оценка эффективности деятельности не может иметь отношения к классическому финансовому аудиту финансовой отчетности. Это специальный операционный аудит. Но подойдем к проблеме с другой стороны.

Требования к аудиторам по оценке применимости принципа непрерывности деятельности компании содержатся в Международном стандарте аудита (ISA) №570.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности (ФПСАД) №11 “Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица”, данное допущение является основным принципом подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, оно предполагает, что аудируемое лицо будет осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственно деятельности или обращении за защитой от кредиторов.

Среди факторов, свидетельствующих о возможной неспособности аудируемого лица продолжить деятельность международный и российский стандарты выделяют существенное отклонение основных коэффициентов, характеризующих деятельность компании, от их нормальных (обычных) значений.

Таким образом, для определения способности аудируемого лица продолжать хозяйственную деятельность в обозримом будущем аудитор должен применять аналитические процедуры (рассчитывать коэффициенты и сравнивать их значения с ожидаемыми или нормальными значениями). Однако ни в российском, ни в международном стандарте “Аналитические процедуры” нет указания о необходимости использования аналитических процедур для оценки применимости допущения о непрерывности деятельности.

Перспективным направлением расширения роли стандарта “Аналитические процедуры” может стать включение в него требований по использованию аналитических процедур для оценки способности аудируемого лица продолжать деятельность в обозримом будущем, однако аналитические процедуры не могут дать точной оценки на период именно в 12 месяцев, поэтому целесообразно было бы заменить понятие непрерывности деятельности на понятие финансово-экономической устойчивости.

То есть оценка устойчивости компаний при помощи аналитических процедур будет одним из способов подтверждения применимости допущения непрерывности деятельности.

Оценка устойчивости важна для всех пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как она говорит о том, продолжит ли компания деятельность в будущем. Инвесторам важно знать это, так ка они не хотят потерять вложенные деньги, клиентам важно быть уверенными в устойчивости компании, так как они ждут от нее исполнения контрактных обязательств, кредиторы хотят знать об устойчивости, так как они хотят получить обратно одолженные денежные средства.

При наличии индикаторов того, что аудируемое лицо не сможет продолжать деятельность, аудитор должен вынести отрицательное мнение. При наличии существенной неопределенности в применимости допущения непрерывности деятельности аудитор может вынести положительное мнение, но модифицировать аудиторское заключение, включив в него привлекающий внимание к ситуации абзац, если в бухгалтерской (финансовой) отчетности адекватно раскрыта соответствующая информация. Если же в отчетности данная информация раскрыта неадекватно, то аудитор должен вынести мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

Оценка устойчивости есть характеристика стабильности развития предприятия в долгосрочной перспективе, её дать можно только по результатам анализа показателей экономической эффективности. Насущной задачей является взаимоувязка стандарта “Аналитические процедуры” (ФПСАД №11 или МСА №570 и ФПСАД №20, МСА №520).

Вторая проблема связана с внедрением МСА в России. В международной практике есть три группы международных стандартов тесно взаимоувязанных между собой. Это международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты аудита и международные стандарты образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Первые две группы стандартов обязательны для России. Встает вопрос: в какой форме использовать в России стандарты образования, которые изданы МФБ и рекомендованы ею для использования всеми членами МФБ.

Обратимся к практике применения Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Согласно результатам исследования, проведенного группой зарубежных специалистов Института глобального развития бухгалтерского учета (Global Accountancy Development Institute), в 23 из 40 рассмотренных стран требования Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов применяются в качестве основы бухгалтерского образования. При этом отмечается, сто страны, в которых профессиональное сообщество оказывает существенное влияние на систему бухгалтерского образования, придерживаются позиции необязательного включения требований Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов в национальное законодательство при достаточности применения данных стандартов на практике в системе образования профессиональных бухгалтеров. В странах-членах ЕС требования в отношении образования аудиторов (но не профессиональных бухгалтеров) изложены в 8-ой Директиве ЕС, положения которой подлежат обязательному включению в национальное законодательство стран. Эти требования идентичны положениям международных стандартов образования, в частности восьмому стандарту. Экономически менее развитые страны, в которых существуют национальные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов, как правило, полностью заимствуют международные требования.

В связи с переходом Российской Федерации на Международные стандарты аудита, которые наряду с Международными стандартами образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов разрабатываются и утверждаются при участии Международной федерации бухгалтеров, возникает закономерная необходимость принятия международных образовательных стандартов или создания на их основе национального стандарта “Образование аудитора”. Концепция такого стандарта на основе Международных стандартов образования с учетом специфики России. Требует разработки.

Третья проблема обострилась в последние годы – проблема воспроизводства аудиторов. Сейчас аттестованных аудиторов в стране 20735 человек, т.е. с начала года их число уменьшилось почти на 800 человек. За 4 предшествующих сегодняшнему календарных лет число аудиторов уменьшилось на 5,3 тыс., а получили аттестат 402 человека. Демографы сказали бы, что “смертность” аудиторов превышает “рождаемость” в 13 раз. При этой динамике численности аудиторов еще более кажутся необоснованными новые критерии СРО аудиторов, узаконенных (хочется взять в кавычки это слово) старой думой.

Основной причиной, которая привела к уменьшению числа лиц, желающих сдавать квалификационный экзамен, является стагнация на рынке аудиторских услуг и, отсюда, снижение престижа профессии аудитора.

На рынке труда появилось много новых престижных профессий, в том числе и в области учетно-финансовых услуг. На этом фоне аудит стал одной из разных профессий, а многообразие профессий породило конкуренцию между ними. При этом нельзя не отметить, что профессия аудитора требует в соответствии с законодательством РФ аттестации. Таким образом, выпускник вуза, чтобы получить аттестат аудитора, должен отработать установленный срок по учетно-аудиторской специальности, подготовиться и сдать квалификационный экзамен. А это трудная задача, и если престижную работу можно получить более легким путем, профессию аудитора не выберут.

Уполномоченному федеральному органу и саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов необходимо целенаправленно создавать дополнительные сегменты на рынке аудиторских услуг.

В настоящее время обязательность наличия квалификационного аттестата аудитора предполагается только при оказании услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

Резервы роста востребованности услуг аттестованных аудиторов, по нашему мнению, следует искать в выявлении аудиторских услуг, которые по своему характеру, содержанию и значимости должны оказываться исключительно специалистами, имеющими необходимый для квалификационного оказания услуг профессиональный уровень, наличие которого должно быть подтверждено результатами проведения квалификационных экзаменов.

Очевидным является тот факт, что к таким аудиторским услугам относятся услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, а также услуги по ведению налогового учета, исчислению налоговых обязательств и налоговой отчетности.

Сегодня аудитория претендентов на аттестат аудитора в УМЦ резко помолодела. В основном это вчерашние выпускники вузов. Чтобы они могли осознанно без воздействия извне выбрать профессию аудитора, очень сомнительно. Поэтому рассчитывать на спонтанный спрос, который имел место в 1990-е – 2000-е гг., сегодня нельзя. Необходима работа, направленная на формирование спроса на профессию аудитора.

ЕАК и СРО аудиторов должны организовать грамотную, разностороннюю, регулярно размещаемую в местах наличия потенциальных претендентов в профессию аудитора рекламу профессии и условий получения аттестата. Этап становления аудиторского сообщества, когда профессию аудитора осознанно выбирали лица, уже имеющие родственную специальность, завершен. Сегодня мы имеем дело с лицами, которые выбирают свой профессиональный путь в жизни, и грамотная, разносторонняя реклама должна стать для них ориентиром.

ЕАК надо совершенствовать систему и порядок проведения квалификационного экзамена. Здесь и организация начальной профессиональной подготовки, и совершенствование программы квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора в соответствии с международным стандартом образования МФБ №2 “Содержание профессиональных бухгалтерских программ”, и переход от тестирования знаний к тестированию компетенций, и повышение прозрачности процедуры “входа в профессию”, и внедрение модульной системы сдачи экзаменов.

Мне кажется, целесообразно Совету и дирекции ЕАК разработать план мероприятий, направленных на увеличение притока лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью и, в частности, на повышение прозрачности процедуры входа в профессию.

Проблем много, решать их надо быстро. Напомню одну истину: в рыночной экономике не всегда побеждает сильный слабого, гораздо чаще – быстрый медленного!

Автор:

Теги: рынок аудиторских услуг  развитие аудита  профессия аудитора  аудиторская деятельность  аудиторская профессия  аудиторское сообщество  сущность аудита  бухгалтерская отчетность  финансовая отчетность  достоверность отчетности  аудиторское заключение  закл