По материалам: FRC
Хотя законодательные основы под реструктуризацию Совета по финансовой отчетности Великобритании для превращения его в более могущественного регулятора (Агентство по аудиту, отчетности и управлению - ARGA) пока не подведены, трансформационные процессы уже ведутся. На днях вышел небольшой подкаст, в рамках которого Кейт О’Нил (Kate O’Neil), возглавляющая в FRC направление по взаимодействию с ключевыми стейкхолдерами и корпоративным вопросам, общается с членами недавно созданного нового надзорного подразделения. Основная тема обсуждений – ключевая важность управления и корпоративной культуры в обеспечении качества аудита.
Несколько ключевых понятий из обновленной надзорной практики FRC.
Надзорное подразделение в FRC недавно было реструктурировано с учетом особенностей его работы по трем описанным выше основным направлениям. Это новый подход, который, как надеются регуляторы, в дальнейшем сможет эффективнее обеспечивать качество британского аудита.
Обзор качества аудита проводится каждый год на основе изучения выборки результатов проведенных аудиторских проверок. Основная задача такого обзора - улучшать качество аудита, с одной стороны, выявляя проблемные области и указывая на них, а с другой - обращая внимания других участников рынка на удачные примеры из аудиторской практики, которые желательно было бы перенять.
Параллельно осуществляется надзор за рынком аудиторских услуг с особым акцентом на корпоративной культуре как одном из определяющих факторов (о ней мы еще подробно поговорим). А что касается надзора за деятельностью отдельных аудиторских организаций, то FRC в первую очередь волнуют, конечно же, самые крупные - преимущественно “Большая четверка” и еще две-три компании, которые идут следом. Тут важно отметить, что, во-первых, FRC старается построить более упредительную систему надзора (чтобы не наказывать аудиторские компании по итогам допущенных нарушений, а предотвращать нарушения), а во-вторых – что за каждым “надзирателем” в составе этого подразделения закреплены 2-3 аудиторские компании, в отношении которых он или она старается организовать более целостный подход.
Это три разных, но при этом взаимосвязанных направления, формирующих обновленную систему аудиторского надзора в Великобритании. Для самих регуляторов, FRC, это также попытка свести до сих пор разрозненные надзорные команды вместе и заставить их выступать единым фронтом. При таком подходе удастся обеспечить большую целостность аудиторского надзора, потому что одновременно будут рассматриваться различные аспекты этой деятельности.
Как пример, одна команда (“AQR” - по проведению обзора качества аудита) изучает результаты уже проведенных аудиторских проверок и, таким образом, работает с историческими данными. Две другие команды (в частности, “AFS”, по осуществлению надзора за деятельностью аудиторских организаций) при этом могут применять в своей работе более упредительный подход, обращая внимание на вещи, которые только начинают вырисовываться в отдаленной или уже не очень отдаленной перспективе. Примером тут можно привести новые технологии, а также другие события вроде общемировой пандемии, которая до сих пор продолжает оказывать свое влияние на представителей аудиторской профессии.
Почему такой акцент теперь делается именно на культуре? Очевидно, что если любая организация - включая аудиторскую - захочет реализовать любую намеченную стратегию - будь-то по обеспечению роста или достижению нужного качества аудита, что особенно важно в рассматриваемом контексте - без прочных культурных основ сделать этого просто не выйдет. Говоря о качестве аудита - в какой мере организационная культура в аудиторской организации способствует ему? Каковы шансы на реализацию всех новых инициатив? Это то, что изучают теперь члены команды по “AFS” с особым вниманием.
Важно также четко понимать, что в данном случае подразумевается под понятием “культура”. Как оказывается, для FRC это в первую очередь культура “вызова”, культура непринятия всего на веру. Если мы говорим о соответствующем “вызове” в отношении менеджеров проверяемых организаций, то это не про сами процессы и документирование, которые необходимо соблюдать (тогда все превратилось бы в простой контроль комплайенса). Это про образ мышления и поведенческие схемы, которые должны способствовать более широкому применению профессионального аудиторского скептицизма (впрочем, помимо профессионального скептицизма, надзиратели будут обращать внимание и на многие другие составляющие корпоративной культуры).
Непринятие на веру всего, о чем рассказывают управляющие проверяемых организаций, имеет в глазах FRC ключевую важность для роли профессиональных аудиторов. Исторические данные по обнаруженным в ходе прошлых проверок качества аудита проблемам свидетельствуют, что во многом они относятся как раз к этому важному нюансу. Хорошие новости в том, что сами аудиторские организации постепенно тоже начали обращать внимание на свои провалы с применением профессионального скептицизма, формируя, такими образом, новую “культуру вызова” для обеспечения лучшего качества аудита.
Такой образ мышления должен пронизывать всю организацию. FRC считает культуру ключевой характеристикой устойчивого аудиторского рынка – настолько, что в июне этого года проводит даже тематическую виртуальную конференцию, целиком посвященную культурной трансформации аудиторских организаций. Конференция может оказаться весьма полезной для тех, кого тема действительно волнует, поскольку, во-первых, сама культура представляет собой вещь, с большим трудом поддающуюся измерению. В самом деле, на основе каких количественных индикаторов можно сказать, что сегодня мы находится на таком-то уровне корпоративной культуры, и этот уровень является приемлемым? А во-вторых, культурная трансформация случается не за один день, что лишь подчеркивает потребность в определенных показателях, на основе которых можно будет говорить, что трансформация, в самом деле, идет своим путем - или наоборот, топчется на месте.
Есть, впрочем, опасность того, что все культурные изменения в аудиторских организациях будут осуществляться исключительно в целях пиара. По аналогии с распространенным сегодня “зеленым пиаром”, все чаще можно услышать такое понятие как “культурный пиар”. Как сделать так, чтобы изменения в культуре аудита действительно способствовали увеличению доверия к аудиторам (а вопрос доверия, как известно, в Великобритании и не только там остается очень болезненным)?
По мнению регуляторов, качество аудита является общей задачей для всех представителей аудиторской профессии, этот факт сомнению не поддается. Что будет оказывать первоочередное влияние в этой связи, так это скорость изменений, которая должна быть высокой по всей отрасли в целом. Поскольку для FRC культурный вопрос является ключевым, при изучении любых инициатив по улучшению качества аудита на уровне отдельных организаций регуляторы будут смотреть на то, в какой мере эти инициативы опираются на культуру. А культура уже будет проявлять себя в выполнении отдельных аудиторских заданий, в частности, в этом важном аспекте взаимодействия с менеджерами проверяемых организаций.