Отдельные вопросы процедуры банкротства общества

Стратегическое управление

Автор:
Источник: Журнал “Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)” №7-2013
Опубликовано: 15 Июля 2013

Ситуация

Между ОАО «А» (далее — должник) и ОАО «Б» (далее — банк) был заключен договор об открытии кредитной линии с лимитом (далее — кредитный договор). Обязательства ОАО «А» по кредитному договору были обеспечены залогом и государственной гарантией, которые явились необходимыми условиями для выдачи денежных средств.

Государственная гарантия была выдана Российской Федерацией в лице Минфина России по договору о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации (далее — государственная гарантия).

Предел ответственности РФ как гаранта по условиям государственной гарантии не может превышать 70% фактически предоставленной суммы кредита (основного долга).

Банком денежные средства на основании заключенного кредитного договора были перечислены должнику (основной долг).

Задолженность должника перед банком погашена не была, в отношении должника введена процедура наблюдения.

Вопросы

  1. Из каких стадий состоит процедура банкротства?
  2. Каковы последствия для Российской Федерации, выдавшей государственную гарантию в обеспечение исполнения ОАО «А» своих обязательств по кредитному договору?
  3. Каков порядок участия Российской Федерации в деле о банкротстве ОАО «А» в случае исполнения требований банка по выданной государственной гарантии?

Ответы

1. Банкротство представляет собой совокупность сменяющих друг друга процедур, вводимых в отношении должника арбитражным судом: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Процедура банкротства регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Наблюдение. Наблюдением является начальная процедура, которая вводится в отношении должника в случае установления обоснованности заявления кредитора о признании должника банкротом (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве).

Целью данной процедуры являются обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Наблюдение вводится на срок не более семи месяцев (ст. 51, п. 3 ст. 62 Закона о банкротстве).

Результатом анализа финансового состояния должника является вывод временного управляющего о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и достаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов и покрытия расходов в деле о банкротстве (ст. 70 Закона о банкротстве).

В зависимости от вывода, сделанного временным управляющим, арбитражный суд вводит одну из следующих процедур банкротства.

В рамках процедуры наблюдения требования конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не удовлетворяются. В данной процедуре могут выплачиваться только текущие платежи [1].

Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов с целью восстановления платежеспособности должника и при наличии возможности у должника на погашение задолженности кредиторов.

Для этих целей арбитражным судом утверждается график погашения задолженности кредиторов, которым должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов погашаются не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве).

Внешнее управление. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов с целью восстановления платежеспособности должника (ст. 2 Закона о банкротстве). Последствиями введения процедуры внешнего управления являются прекращение полномочий руководителя должника и передача его полномочий внешнему управляющему; прекращение полномочий органов управления должника (ст. 94 Закона о банкротстве).

С момента введения процедуры внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; таким образом, требования в данной процедуре не удовлетворяются, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве). Внешнее управление вводится не срок не более чем 18 месяцев и может быть продлено еще на шесть месяцев (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство. Конкурсное производство является окончательной процедурой банкротства, после завершения которой должник исключается из ЕГРЮЛ. Оно вводится в случае невозможности восстановления платежеспособности должника в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

С момента введения конкурсного производства срок исполнения всех обязательств должника считается наступившим, прекращается начисление санкций за неисполнение должником своих обязательств, снимаются аресты; через два месяца после введения конкурсного производства закрывается реестр требований кредиторов (ст. 126, 142 Закона о банкротстве).

В ходе конкурсного производства выявляется конкурсная масса должника, происходят инвентаризация, оценка и реализация имущества должника.

После реализации имущества должника и формирования конкурсной массы должника конкурсный управляющий удовлетворяет требования кредиторов в соответствии с очередностью, установленной ст. 134 Закона о банкротстве:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Конкурсное производство вводится на срок шесть месяцев и может продлеваться арбитражным судом (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве)[2].

2. Рассмотрим последствия для Российской Федерации выдачи государственной гарантии.

Наличие обязанности Российской Федерации как гаранта по выплате банку денежных средств, составляющих задолженность должника перед банком. Согласно государственной гарантии Российская Федерация несет субсидиарную ответственность перед банком по обязательствам должника, обеспеченным гарантией.

В силу п. 1 ст. 199 Гражданского кодекса РФ до предъявления требований к лицу, которое несет субсидиарную ответственность, кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

При этом основанием для обращения кредитора к субсидиарному должнику является отказ основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение от него в разумный срок ответа на предъявленное требование [3].

Банк должен обратиться к должнику с письменным требованием о погашении долга. Если такое требование останется без удовлетворения, это послужит основанием для обращения банка в арбитражный суд в порядке искового производства, а после введения в отношении должника процедуры наблюдения — в порядке включения его требований в реестр требований кредиторов должника.

Таким образом, если банком требования к должнику были предъявлены, но не были исполнены, банк имеет право на предъявление своих требований к Российской Федерации как гаранту исполнения должником своих обязательств по кредитному договору.

При этом факт, что банк уже включил свои требования в реестр требований кредиторов должника в качестве требований, обеспеченных залогом, не может являться препятствием для обращения с аналогичными требованиями к Российской Федерации. Банк, обеспечив свои требования двумя различными способами обеспечения исполнения обязательств — залогом и государственной гарантией, вправе удовлетворять свои требования из любого из них по своему усмотрению[4].

Срок для предъявления банком своих требований к Российской Федерации по государственной гарантии. Государственная гарантия по общим правилам прекращается с прекращением обеспеченного обязательства в результате, в частности, ликвидации должника по основному обязательству.

Вместе с тем государственная гарантия и обязательства гаранта по ней сохраняются, если кредитор до исключения должника из ЕГРЮЛ реализовал свое право в отношении гаранта посредством предъявления иска, заявления требования ликвидационной комиссии в ходе процедуры ликвидации или подачи заявления об установлении требований в деле о его банкротстве[5]. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (см. Определение ВАС РФ от 5 июля 2012 г. № ВАС-8648/11).

Таким образом, если до завершения процедуры банкротства ОАО «А» и его исключения из ЕГРЮЛ банк предъявит в установленном порядке свои требования к Российской Федерации как гаранту, она будет обязана такие требования удовлетворить.

Если же до момента исключения ОАО «А» из ЕГРЮЛ банк свои требования к Российской Федерации не предъявит, ее обязательства по государственной гарантии будут считаться прекратившимися.

Размер обязательств Российской Федерации по выданной ею государственной гарантии. Государственная гарантия предоставлена в обеспечение исполнения должником обязательств по возврату выданных по кредитному договору денежных средств (основного долга). Гарант не обеспечивает исполнение должником иных, кроме основного долга, обязательств должника, вытекающих из кредитного договора (процентов за пользование кредитом, иных процентов, комиссий, неустойки (штрафов, пеней), причинения убытков).

Поскольку предел ответственности Российской Федерации как гаранта перед ОАО «Б» по условиям государственной гарантии не может превышать 70% от фактически предоставленной суммы кредита (основного долга), размер обязательств РФ перед банком по выданной ею государственной гарантии составляет 70% от суммы предоставленного кредита.

Остальная сумма основного долга и иных обязательств должника перед банком (процентов за пользование кредитом и неустойки) может быть взыскана банком посредством использования иного способа обеспечения — реализации предмета залога в процедуре банкротства.

Если же к моменту предъявления банком требования к Российской Федерации часть его требований уже будет удовлетворена посредством реализации предмета залога, полагаем, что остаток основного долга, подлежащего предъявлению РФ, будет определяться исходя из очередности, установленной в кредитном договоре:

  1. на уплату неустойки за неисполнение обязательств по кредитному договору в установленный срок;
  2. внесение просроченной платы за открытие кредитной линии;
  3. внесение просроченной платы за обслуживание кредита;
  4. уплату просроченных процентов;
  5. внесение срочной платы за открытие кредитной линии;
  6. внесение срочной платы за обслуживание кредита;
  7. уплату срочных процентов;
  8. погашение просроченной ссудной задолженности по кредиту;
  9. погашение срочной ссудной задолженности по кредиту в хронологическом порядке, начиная со ссудного счета, открытого первым;
  10. погашение ссудной задолженности по кредиту ранее даты полного погашения кредита в хронологическом порядке, начиная со ссудного счета, открытого первым;
  11. уплату неустойки, установленной за неуведомление банка об изменениях сведений о должнике, за разглашение информации об условиях кредитного договора без письменного разрешения банка.

Соответственно сумма основного долга, не удовлетворенная из реализации предмета залога, может быть предъявлена к исполнению Российской Федерации.

3. По условиям государственной гарантии Российская Федерация перед исполнением своих обязательств по гарантии заключает с банком договор уступки банком в пользу Российской Федерации следующих прав требования к должнику:

  • требование по возврату части суммы кредита, выплаченной банку по государственной гарантии;
  • требование по получению процентов за пользование кредитом, подлежащих начислению на выплаченную Российской Федерацией денежную сумму;
  • требование по получению неустойки (штрафов, пеней), подлежащих начислению на выплаченную Российской Федерацией денежную сумму и (или) на сумму процентов за пользование кредитом.

После погашения Российской Федерацией части задолженности должника перед банком она вправе на основании заключенного договора уступки прав требования включить свои требования в реестр требований кредиторов должника. При этом важно отметить, что такое включение будет происходить не в порядке, установленном Законом о банкротстве, а посредством осуществления процедуры процессуального правопреемства в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В силу ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, если иное не установлено законом или договором. В силу п. 4.3 договора залога, заключенного между должником и банком, залог сохраняет свою силу в случаях, когда в установленном порядке и в соответствии с положениями кредитного договора происходит уступка залогодержателем обеспеченного залогом требования третьему лицу.

Таким образом, банк, уступая часть основного обязательства по уплате основного долга по кредиту, одновременно уступает и обеспечивающее его исполнение обязательство в части, пропорциональной объему уступленного основного требования.

В этой связи требования Российской Федерации будут включены в реестр требований кредиторов в качестве требования, обеспеченного залогом. При этом банк и Российская Федерация станут сокредиторами по залоговому обязательству (см. Постановление Девятого ААС от 2 мая 2012 г. № 09АП-8689/2012).

Необходимо отметить, что требования Российской Федерации, несмотря на то что основания для выплаты РФ задолженности банку возникли после введения в отношении должника процедуры банкротства, не являются текущими и должны быть включены в реестр требований должника в общем порядке. Судебная практика свидетельствует о том, что во всех случаях заключения соглашения о государственной (муниципальной) гарантии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и независимо от срока исполнения обязательств по такой гарантии требования, основанные на исполнении указанной гарантии, не могут квалифицироваться как текущие обязательства (см. Постановление ФАС Московского округа от 11 ноября 2011 г. по делу № А41-28545/09).



[1] Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве).

[2] Срок конкурсного производства может продлеваться неоднократно до тех пор, пока не будет достигнута цель данной процедуры — соразмерное удовлетворение требований кредиторов (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

[3] Данный вывод также подтвержден п. 53 совместного Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

[4]Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В законе отсутствует норма, указывающая на необходимость использования одного способа обеспечения преимущественно перед другими. Данный вывод также подтверждается материалами судебной практики (Постановление Девятнадцатого ААС от 27 февраля 2012 г. по делу № А48-3779/2011).

[5] Данные положения установлены в отношении поручительства п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 июля 2012 г. № 42 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством». Вместе с тем положения о поручительстве применяются к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, по аналогии в силу их сходства (абз. 4 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Автор:

Теги: процедуры банкротства  банкротство  финансовое оздоровление  о несостоятельности  Закон о банкротстве  анализ финансового состояния  внешнее управление  конкурсное производство  ЕГРЮЛ