ПИФы: под надежным крылом?

Личные финансы

Автор:
Источник: ИК «Первый доверительный управляющий»
Опубликовано: 13 Февраля 2012

Паевые инвестиционные фонды, каких-то десять лет назад бывшие весьма экзотической формой инвестиций, сегодня уже прочно заняли свое место среди широко применяемых финансовых инструментов. К услугам владельцев временно свободных денежных средств управляющие компании предлагают паи нескольких тысяч паевых инвестиционных фондов. Выбрать тот, который отвечает именно Вашим запросам, совсем не просто. Затронем одну из самых важных характеристик рассматриваемого инструмента – нерыночные риски. Никто не защитит Вас от падения цен на акции, входящие в выбранный Вами фонд, но защититься от банкротства фонда с достаточно большой вероятностью можно – главное внимательно все проанализировать еще до покупки паев.

Наверное, многие из прочитавших предыдущую фразу, удивились – как это фонд может стать банкротом? Рыночная стоимость ценных бумаг меняется, бывает, снижается достаточно сильно, но ведь она не становится равной нулю? Да, действительно, сложно себе представить ситуацию, при которой полностью обесцениваются все финансовые инструменты, которые являются активами фонда. Но ведь мы говорим о нерыночных рисках. Основной из них – это просто пропажа денег и ценных бумаг. Конечно, речь не идет о взломе сейфа и стрельбе в офисе управляющей компании. И деньги, и ценные бумаги в подавляющем большинстве случаев являются безналичными (бездокументарными) – соответственно, и методы их присвоения предполагают «работу» с записями в базах данных.

Начнем с денег – именно их передают в оплату паев и именно они и формируют фонд на первых этапах его жизни. Где хранятся деньги? На счете в банке. В каком? В том, который указан в правилах доверительного управления фондом. Вот здесь-то и возникает момент, достойный самого пристального внимания и анализа со стороны того, кто хочет доверить свои деньги управляющей компании этого фонда. В нашей стране около тысячи банков – от очень больших, заметных даже на мировой арене, до очень-очень маленьких, практически никому не известных и сосредоточившихся, в большинстве своем, в крупных городах – финансовых и экономических центрах России. Как правило, счет фонда открывается в том банке, в котором находится счет у самой управляющей компании. Крайне редко банк выбирается просто исходя из тарифов и удобства обслуживания. Дело в том, что управляющая компания – организационно и экономически сложная структура, ведение такого бизнеса под силу лишь тем бизнесменам, которые обладают достаточным опытом ведения дел именно в финансовой сфере. В совокупности с большим «вступительным взносом» в этом направлении бизнеса данное условие определило, что почти все управляющие компании прямо или косвенно принадлежат банкам. Очевидно, что именно в этих банках и открываются счета, как для самой управляющей компании, так и для фондов, находящихся под ее управлением. Таким образом, сохранность денежных средств фонда напрямую зависит от общего финансового состояния банковской группы и банка как ее ядра.

Как правило, понять, к какой группе принадлежит управляющая компания, не сложно – она использует тот же бренд, что и сам банк. Чтобы узнать о проблемах группы, если они являются достоянием общественности, достаточно почитать новости, связанные с изучаемым брендом, которые выдаст вам интернет-поисковик. А о чем можно «догадаться»? Для начала, изучите сферу, на которую ориентирована банковская группа. Например, если Вы знаете, что эта группа в основном обсуживает нефтяную сферу, а цены на нефть неуклонно падают, можно предположить, что дела у данной группы в скором времени могут испортиться, банк, возможно, станет банкротом и средства фонда на счете в этом банке уже не удастся инвестировать. Та же ситуация сложится и в случае, если у банка отзовут лицензию за несоблюдение законодательства – крайне редко после этого у банка находятся деньги, чтобы в полном объеме рассчитаться с кредиторами. Сейчас начинается время, когда лицензий лишатся многие банки, и очень просто понять, какие именно. Дело в том, что 1 января 2012 года уставный капитал банка должен быть не менее, чем сто восемьдесят миллионов рублей. Следовательно, функционировать банкам с меньшим уставным капиталом осталось совсем недолго. Поэтому вкладываться в фонды управляющих компаний, работающих с такими маленькими банками, не нужно – в лучшем случае, вы потеряете часть своих денег, в худшем – все, и уж точно ничего не заработаете.

Нужно учитывать и возможность преступных действий. Исходить они могут с разных сторон – и извне, и от владельцев и руководителей банковской группы, и от отдельных работников организаций. Что касается атак сторонних лиц, то современное банковское оборудование и программы защищают счета достаточно надежно. Тем не менее, их взломы случаются. Крупные банки обладают более совершенными программами, но кража не сразу заметна за счет большого объема транзакций. Меньшие банки более уязвимы с программной точки зрения, зато пропажа средств даже с одного счета будет сразу замечена. Что же касается «внутрифирменных» рисков, то тут тоже есть большая зависимость от размера группы. Если речь идет о большом холдинге, имеющем широкую известность и высокий уровень доверия инвесторов, то компания в целом – то есть ее руководители и владельцы – вряд ли пойдут на обман – они слишком много вложили в формирование положительного образа своей компании. Возможно «происки» отдельных сотрудников, но они, как правило, быстро выявляются и предотвращаются. А вот в не очень крупных группах компаний возможно все – от рыночной неудачи до преднамеренного «отъема» денег. Простой пример: банку необходимо увеличить валюту баланса. Он через свою управляющую компанию создает паевой инвестиционный фонд, а счет для него открывает у себя же. Половину паев банк выкупает сам, остальные распродает инвесторам. Таким образом, валюта баланса банка увеличена. Деньги, хранящиеся в банке, по давно отработанным схемам выводятся за границу. Итог: после отзыва лицензии у банка его кредиторы обладают паями, которые по своей экономической сути представляют собой лишь право требования к банку-банкроту. Кредиторы же банка вместо актива имеют паи – то есть право требования к тому же банку, в конечном итоге – пустышку. Поэтому выбирая фонд, следует ориентироваться на заслуживающее доверия имя финансовой группы.

Все это время мы говорили про деньги. Но ведь в основном активы паевого инвестиционного фонда состоят не из денег – их доля велика лишь в самом начале, – в основном фонд состоит из ценных бумаг. Надежно ли они защищены от исчезновения?

По большому счету, с бумагами ситуация обстоит практически так же, как и с деньгами. Хранятся они на соответствующих счетах депо в специализированном депозитарии – он выступает номинальным держателем бумаг в других депозитариях и в реестрах владельцев именных ценных бумаг. Как известно, все сделки с имуществом фондов, за исключением биржевых, осуществляются только с одобрения специализированного депозитария. Права на паи учитываются в реестре, который ведет специализированный регистратор. Таким образом, казалось бы, инвестор полностью защищен от любого рода «неправедных» действий управляющей компании. Но стоит отдавать себе отчет в том, что специализированный депозитарий и специализированный регистратор это, чаще всего, одно и то же лицо, и нередко оно фактически является связанным с управляющей компанией – все они входят в те самые банковские группы, о которых мы уже говорили выше. Если речь идет о небольшой группе, то по решению ее владельцев не так уж и сложно организовать «правильное» взаимодействие всех организаций: управляющей компании, вкладывающей деньги с «нужные» активы и распродавая правильным партнерам «ненужные», специализированного депозитария, закрывающего на все это глаза, и специализированного регистратора, «грамотно» редактирующего реестр, снижая долю в фонде тех, кто действительно платил за паи деньги.

Мировая экономика глобализируется. Эта тенденция имеет отношения как к странам и регионам, так и к отраслям и конкретным компаниям. Самые успешные сливаются в эффективно функционирующие группы, которые, как правило, обзаводятся узнаваемыми именами – брендами. Более мелкие, понимая, что в изменяющихся условиях в одиночку далее работать нельзя, должны делать выбор. Одни делают правильный, объединяясь с коллегами и вкладывая весь свой опыт в новое, совместное дело. Другие предпочитают просто уйти с рынка. Третьи же делают то, что мешает всему рынку – хотят уйти с него, напоследок поживившись деньгами инвесторов. Такие «бизнесмены» встречаются и в сфере коллективных инвестиций. Будьте внимательны – не станьте одними из тех, кто «подарит» деньги мошенникам от финансов.

Автор:

Теги: ПИФы  паевые инвестиционные фонды  финансовые инструменты  нерыночные риски  управляющая компания