Период погашения кредиторской задолженности: увеличивайте пока можно!

Финансовый менеджмент
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 2 Апреля 2020


Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся исследованиями и анализом в бизнесе

По материалам: CFO


Период погашения кредиторской задолженности – англ., “Days Payable Outstanding”, или “DPO” – это отношение, которое показывает среднюю продолжительность периода времени (в днях), который у организации занимает оплата всех выставленных ей счетов по торговым операциям, включая оплату услуг поставщиков и других компаний. Чтобы его рассчитать, необходимо разделить общую сумму счетов к оплате к среднему значению себестоимости проданных товаров в расчете на один день.

Рассчитывается DPO обычно на ежеквартальном или ежегодном базисе, и на основе этого значения можно судить, насколько хорошо у организации с управлением денежными оттоками. С учетом обстоятельств, показатель приобретает еще более важное значение, ведь в непростые времена доступ к ликвидности означает выживание. Но обратной стороной медали по-прежнему остаются отношения с поставщиками и прочими кредиторами, хотя этот фактор имеет отношение в большей степени к долгосрочному развитию.

Казалось бы, какой-то месяц назад мало кто мог представить себе ситуацию, в которой мы все сегодня оказались. По всему миру границы закрыты, а бизнес парализован. Глубокая экономическая неопределенность нависла над многими владельцами бизнеса и их сотрудниками, а экономика, согласно прогнозам многих экспертов, направляется прямиком к рецессии. Центральные банки по мере возможности пытаются поддержать бизнес, накачивая экономику ликвидностью и стараясь по максимуму облегчить кредитование, однако этого может хватить далеко не всем. Ничего удивительного в этой связи, что многие столь сильно переживают в сложившихся обстоятельствах за свои денежные потоки, иначе как еще им покрыть операционные расходы в таких условиях?

Техасская исследовательская компания из охваченной эпидемией Америки в этом месяце проанализировала значения показателя DPO (периода погашения кредиторской задолженности), который имеет прямое отношение к ликвидности и управлению денежными потоками. Исторические данные в базе APQC показывают, что американские компании из верхнего 75%-го перцентиля (то есть самые эффективные в нашем случае) имеют среднее значение DPO = 53 дням. Медианное значение = 40. Ну а компании из нижнего 25%-го перцентиля имеют среднее DPO = 30 дням. Отсюда понятно, что, по этой логике “больше - значит лучше”. Оговоримся - при прочих равных.

Вообще, исследователи отмечают, что период погашения кредиторской задолженности в США, по их информации, постепенно увеличивался по всем компаниям с 2017 года. Странно, с чем бы это могло быть связано? Однако в тот год среднее значение для верхнего квартиля составляло лишь 46 дней, а для нижнего квартиля - 27 дней.


Источник: APQC

Почему сегодня так важно, чтобы DPO был по возможности выше? На самом деле, на его итоговое значение будет влиять целый ряд факторов, среди которых - особенности отрасли, качество отношений с поставщиками, выбранная стратегия, текущие потребности бизнеса, и не только. Важность последнего из перечисленных факторов, очевидно, многократно возросла в последнее время. Большее значение показателя погашения кредиторской задолженности более выгодно для покупателя (но менее выгодно для продавца). Если покупатель может позволить себе задержать оплату счетов на более продолжительный срок, это значит, что больше “налички” можно направить на краткосрочные инвестиционные проекты. И в самом деле, насколько большой ни была бы экономия от масштаба в случае с крупными корпорациями, и какими бы относительно низкими ни были их расходы на финансирование, то, чем они занимались и будут заниматься далее - это оплачивать свои счета позднее, чтобы иметь возможность делать именно это.

Однако можно представить себе обстоятельства, при которых более низкое значение DPO более предпочтительно. Например, многие представители малого бизнеса могут выбирать раннюю оплату, чтобы воспользоваться преимуществами предусмотренных на этот счет скидок, либо просто в целях минимизации риска штрафных санкций за просрочку оплаты.

Если бы сейчас был самый обычный апрель, - говорит автор оригинального материала, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC Перри Уиггинс, - его обычной рекомендацией было бы ориентироваться, при прочих равных, скорее на медианное значение DPO из диаграммы выше, то есть на 40 дней. Но этот апрель - он особенный. Чтобы и далее иметь возможность покрывать свои операционные расходы и платить заработную плату сотрудникам, организациям следует искать пути увеличения ключевого показателя настолько, насколько это вообще возможно.

Это требует тонкой настройки. Хотя условия необычные, и задержка оплаты дольше обычного имеет под собой всем очевидное обоснование, с определенного момента это начинается сказываться на отношениях с поставщиками или кредиторами. Кроме того, это также сказывается на бизнесе самих поставщиков, которым тоже необходимо покрывать свои операционные расходы и платить зарплату своим сотрудником, поэтому вы рискуете просто их недосчитаться, когда все это закончится. Если подумать, COVID-19 - далеко не первая напасть для бизнеса во всем мире, и вряд ли последняя, а в трудные времена именно качество отношений с бизнес-партнерами может обеспечить или, напротив, перечеркнуть способность организации продолжать свою деятельность в долгосрочной перспективе.

Предположим, финансовый руководитель организации задумался над удлинением срока оплаты кредиторской задолженности. Как это следует делать? Очевидно, только координируя свои действия с самими поставщиками, в особенности с теми, с которыми налажено стратегическое взаимовыгодное партнерство. Это та ситуация, когда наилучшим подходом будет полная прозрачность в отношении ваших намерений и текущей ситуации с потоками наличности: поставщики будут признательны за возможность принять участие в принятии важных решений и охотнее пойдут навстречу.

Далее, предположим, DPO удалось увеличить. Весьма вероятно, что организация захочет скомбинировать это с уменьшением периода погашения дебиторской задолженности - англ., “Days Sales Outstanding”, или “DSO” - поскольку это обеспечит более быстрое поступления “налички”. Способность увеличить DPO при одновременном уменьшении DSO отражает эффективность управления ликвидностью в организации, однако сделать это не так-то просто сегодня, особенно в крупных секторах экономики, которые оказать практически выключенными. За примерами далеко ходить не надо - авиаперевозки, туризм и т.д.

Осторожные организации заранее предпринимают шаги для защиты себя и своих сотрудников в непростые времена, и управление показателем DPO в более спокойные времена, когда для этого больше возможностей - одна из возможных стратегий. Но даже в отсутствие шторма важно при этом не забывать о компромиссе с другой стороной отношений. Удачное управление DPO в существенной степени является победой дипломатии, а значит - требует от финансовых руководителей развитых “мягких” навыков.

Другие материалы этого автора:

Теги: период погашения кредиторской задолженности период погашения дебиторской задолженности  Days Payable Outstanding  DPO  Days Sales Outstanding  DSO  COVID-19  счета к оплате  управление денежными потоками  ликвидность  управление ликвидностью  экономическа