Планирование аудита в случае с компанями SaaS

Теория аудита,...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 28 Ноября 2018


Компании, работающие в такой отрасли как SaaS (“Software as a service”, или “программное обеспечение как услуга”), имеют свою специфику. Подготовка к аудиторской проверке традиционно мало у кого входит в список любимых дел, но это необходимое дело. У компаний отрасли SaaS оно ассоциируется с дополнительными сложностями, поскольку особые бизнес-модели не могут не сказываться на финансовых операциях, имеющих принципиальное значение для любой проверки. Но с грамотной подготовкой любые сложности перестают быть таковыми. Как же все спланировать заранее? Можно выделить 8 ключевых факторов:

1. Автоматизация. Ключом к успешному управлению финансами любого бизнеса, чья модель основана на подписке (пользователей разрабатываемых программных продуктов) является автоматизация. Решения, направленные на автоматическое управление подписками, избавляют от необходимости ручного ввода данных – вместо этого все данные по клиентам, договорам, выручке, счетам-факторам и т.д. в автоматическом режиме поступают в бухгалтерские системы. Правильно выбранные системы учета позволяют сводить эти данные в точные и аккуратные финансовые индикаторы, позволяющие принимать обоснованные операционные решения, удовлетворять запросы потенциальных новых клиентов или инвесторов и, само собой, стандартизировать аудит.

2. Структуризация. Структурой и последующим управлением финансовыми операциями на основе этой структуры нужно озаботиться заранее. Все вспомогательные документы (договора, приложения, технические задания, заказы на приобретение, договоры на поставку, счета-фактуры, банковские выписки и так далее) должны обрабатываться организованно. Несмотря на особый характер ведения бизнеса компаниями в отрасли SaaS, все равно необходимо централизованное место для хранения всей этой документации, что позволит обеспечить надлежащую степень контроля в ходе аудиторской проверки, оперативно предоставлять нужные документы по запросу независимых проверяющих и минимизировать временные потери на их поиск.

3. Определение структуры контракта. Сам язык заключения договоренностей между вашим бизнесом и клиентами потенциально может повлиять на то, как и/или когда вы признаете выручку. SaaS-компании в секторе B2B (то есть производящие решения для бизнеса) довольно редко имеют у себя унифицированные базы договоров, особенно если для них привычными являются индивидуальные переговоры. Это создает простор для вариаций в формулировках заключенных контрактов, а нехватка организованного подхода и жесткой политики способны сделать любой аудит неоправданно долгим.

4. Строгая политика в отношении признания выручки. Она должна быть согласована с вашими договорами (что еще раз подчеркивает важность предыдущего пункта). То, как структурированы ваши соглашения, влияет на выручку, поэтому учетную политику в отношении ее признания необходимо не только иметь, но и тщательно задокументировать. И с этой небольшой подготовкой, как только аудиторы спросят, почему вы признали выручку именно так – достаточно будет просто указать пальцем на то, где это у вас прописано.

5. Регулярные реконсиляции. Реконсиляции необходимо проводить регулярно, не просто раз в год, а желательно раз в квартал или даже месяц. Вовремя проведенные реконсиляции позволят вам определять, расследовать и оперативно разрешать любые расхождения. Ждать до конца года – не лучшее решение, поскольку в этом случае расхождения имеют тенденцию накапливаться, и тогда их разрешение потребует гораздо больше трудовых и временных затрат.

6. Контрольные листы. Их лучше держать наготове для сверки лицами, ответственными за ежемесячное и/или ежегодное закрытие отчетности, поскольку это позволит обеспечить точность и правильность закрытия или переноса на будущие периоды всех бухгалтерских счетов. Грамотно составленные контрольные листы отражают корректировочные счета и корректировки в отложенной выручке.

7. Подготовка к новым стандартам. Вряд ли можно недооценить важность заблаговременной подготовки к изменениям в учетных стандартах. Для примера, новый стандарт по признанию выручки IFRS 15 от Совета по МСФО и требования раздела Topic 606 кодифицированных стандартов US GAAP существенно поменяли учетные подходы. Необходимо принять в расчет влияние этого на ключевые показатели эффективности, не оговариваемые в стандартах промежуточные итоги типа EBITDA, оговоренные в договорах обязательства по соблюдению плановых показателей, системы внутреннего контроля, внутренние ресурсы, раскрытия, отчетность в целом, даже на ее конечных пользователей.

8. Правильная оценка времени. Сегодня очень многие подчас довольно существенно недооценивают время, которое затрачивается на завершение аудита. Ненужные задержки часто возникают из-за неспособности быстро среагировать на запросы аудиторов после предоставления им на проверку финансовой отчетности и бухгалтерской документации. Не стоит забывать, что у аудиторов почти всегда возникают дополнительные вопросы.

Автор оригинальной статьи: Тим МакКормик (Tim McCormick), CEO, SaaSOptics

По материалам: CFO

Теги: SaaS  software as a service  аудит  аудиторская проверка  планирование аудита  автоматизация  признание выручки  финансовая отчетность