Реформа аудита - согласованные ЦБ и Минфином основные аспекты

Теория аудита,...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 7 Февраля 2019


В обсуждение довольно важной для российского аудиторского сообщества новости этой недели мы попросили экспертов высказаться по поводу согласованных ЦБ и Минфином основных пунктов реформы аудита, которая после очень продолжительной пробуксовки устремилась, наконец, к своему финалу. В первую очередь нам интересно было услышать мнение относительно:

  • решения реформировать РСА и ААС в одну-единственную СРО;
  • трех отдельных реестров аудиторов, из которых два будут для общественно значимых организаций, просто под контролем разных регуляторов;
  • минимальных требований по количеству аудиторов в профильных компаниях, в зависимости от того, к какому из трех реестров они принадлежат.

 

Татьяна Иваненко, руководитель проектов направления “Финансовое консультирование, аудит и МСФО” КСК групп:

Данная реформа была долгожданной для рынка аудита. В процессе обсуждения законопроекта было много “за” и “против”, и теперь самое удивительное в этой новости то, что законопроект почти полностью изменен.

Решение объединить действующие СРО в одну приведет, с одной стороны, к отсутствию у аудиторов и аудиторских организаций возможности выбирать СРО, а с другой - к отсутствию возможности злоупотреблений со стороны тех же аудиторов, использовавших переход из одной СРО в другою как способ уклонения от проверок контроля качества, создание дублей компаний и т.д. Многим такое решение кажется логичным только потому, что не все действующие СРО выполняли требования по количеству членов. Но вопрос в том, что требования о количестве членов изначально были невыполнимыми.

Выделение отдельных реестров для регулирования Минфином и ЦБ однозначно более логичное решение, нежели передача всей отрасли под контроль ЦБ. Также мы рады, что удалось найти компромисс по количеству аудиторов в профильных компаниях.


Лев Сальц, директор по развитию оценочной компании “Апхилл”:

По оценке департамента аналитики оценочной компании “Апхилл”, в России насчитывается порядка 26 тысяч аудиторов. Отрасль ждет сокращение и консолидация. Регулирование монополизируется за счет создания единственной СРО, в состав которой должно входить более 50% участников рынка. По сути, можно говорить об отказе от модели саморегулирования.

На мой взгляд, выбранная система двухконтурного реестра Министерства финансов вполне эффективна и упростит работу участникам рынка. Вопрос, как много компаний сможет воспользоваться этими преимуществами? Новые требования довольно высокие, и многим небольшим компаниям придется объединяться, чтобы выжить.

Усиление требований ЦБ к аудиторским компаниям может привести к вымыванию с рынка от 75 до 90% игроков. В основном это будут мелкие компании. Напомню, еще с декабря прошлого года власти предписали аудиторам заниматься в ходе проверок поиском следов отмывания денег и финансирования терроризма (поправки в 115-ФЗ). Теперь новым документом ЦБ и Минфин хотят проредить рынок и сделать его более прозрачным, повысить качество аудиторских отчетов, исключить сговор проверяющих и проверяемых. Для этого вводится еще и обязательная ротация аудиторов. А срок работы с одной организацией не должен превышать 7 лет.

Для работы с социально-значимыми хозяйственными объектами будут допущены и вовсе единицы из действующих аудиторских компаний. Новые требования повышают обязательное количество постоянно работающих в штате аудиторов до семи. При этом увеличение лимитов выручки до 600 млн. р. и суммы активов баланса до 200 млн. р. сокращает количество клиентов, нуждающихся в обязательном аудите.

Теги: ЦБ  Минфин  реформа аудита  РСА  ААС  СРО  реестры аудиторов  общественно значимые организации  рынок аудита  аудиторское сообщество  саморегулирование  аудиторские компании  115-ФЗ  обязательная ротация  обязательный аудит