Автор: Рукин Владимир Васильевич, к.э.н., Председатель Совета дальневосточного территориального отделения СРО ААС
Источник: Журнал “Аудит” №5-2017
Дата публикации: 2 Июня 2017
2 февраля 2016 г. Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, занимающихся аудитом общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС), были переданы Федеральному казначейству.
Уже пять лет аудиторы подвергаются двойному надзору как со стороны саморегулируемых организаций аудиторов (СРОА), так и со стороны государства. Насколько это разумно, сказать достаточно сложно, так контроль, осуществляемый саморегулируемыми организациями аудиторов, ориентирован не только на выявление недостатков в работе аудиторов и аудиторских организаций, но и на оказание методологической помощи им. Контроль же уполномоченного федерального органа направлен на выявление недобросовестных участников рынка, нарушающих требования норм законодательства Российской Федерации. Это очень наглядно иллюстрирует Доклад Министерства Финансов РФ “Практика осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов 2010 – 2015г.г.”
В нем отмечается: “В ходе проверок деятельности СРОА в части осуществления ВККР, проведенных Минфином России в 2013-2015 гг., выявлены 125 аудиторских организаций, в отношении которых внешние проверки качества работы проводились как СРОА, так и уполномоченным надзорным органом. По результатам проверок таких аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, лишь в 9 случаях были применены меры дисциплинарного воздействия. Вместе с тем по результатам указанных проверок, проведенных уполномоченным надзорным органом, меры воздействия были применены к 120 аудиторским организациям”.
Согласно части 5 статьи
10 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” Федеральное казначейство
наряду с саморегулируемыми организациями аудиторов осуществляет внешний
контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит
бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5
Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, а именно организаций, ценные
бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных
организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых
организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных
(складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не
менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а
также организаций, составляющих консолидированную отчетность.
Здесь мы видим очень резкое уменьшение (всего за 4 года провал почти на 30 процентов) числа аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС). Данные аудиторские организации составляют менее 20 процентов от числа всех российских аудиторских организаций. Так, по информации Минфина России, по состоянию на 11 апреля 2017 г. численность аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, составляет 4370 аудиторских организаций.
Сводный план проведения плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Федерального казначейства на 2017 год, включающий 260 проверок, утвержден и размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Основания проведения аудита
Основание проведения аудита |
Доля в общем количестве проведенных аудитов, % |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Выдано аудиторских заключений – всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе по результатам: |
||||
обязательного аудита |
81,5 |
81,5 |
85,3 |
88,7 |
из них отчетности: |
||||
открытых акционерных обществ |
20,7 |
21,3 |
20,4 |
19,9 |
организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах |
0,8 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
кредитных организаций |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,2 |
страховых организаций и обществ взаимного страхования |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
негосударственных пенсионных фондов |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25% |
4,7 |
4,3 |
3,8 |
3,4 |
организаций, финансовые показатели которых выше минимальных значений |
47,1 |
48 |
50,5 |
49,7 |
инициативного аудита |
18,5 |
16,6 |
14,7 |
11,3 |
Удельный вес ОЗХС от всех проаудированных организаций составил 7,8% в 2012 году и 6,6% в 2015 году. С учетом взятого Правительством РФ курса на приватизацию организаций с государственной долей собственности можно предположить, что их количество в ближайшее время будет сокращаться.
Распределение аудиторской деятельности по Российской Федерации (в %)
|
Москва |
Санкт-Петербург |
Другие регионы |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована |
38,6 |
39,3 |
41,0 |
38,2 |
9,4 |
9,2 |
8,8 |
8,9 |
52,0 |
51,5 |
50,2 |
52,9 |
Доля в общем количестве аудиторских организаций |
35,8 |
35,5 |
35,4 |
35,4 |
9,1 |
9,2 |
9,2 |
9,1 |
55,1 |
55,4 |
55,4 |
55,5 |
Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности ОЗХС |
28,2 |
29,9 |
30,2 |
30,1 |
8,1 |
8,3 |
7,8 |
6,6 |
63,7 |
61,8 |
62,0 |
63,3 |
Доля в общем количестве ОЗХС, отчетность которых проаудирована |
28,2 |
47,4 |
49,9 |
49,1 |
8,2 |
5,5 |
4,7 |
4,7 |
63,6 |
47,1 |
45,4 |
46,2 |
На Москву и Санкт Петербург приходится почти 54% всех российских ОЗХС. Доля московских и питерских аудиторских организаций в общем количестве российских аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности ОЗХС, составляет всего 36,7%.
|
4 аудиторские организации с наибольшим доходом |
Остальные 46 организаций |
||||||
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доля доходов в совокупных доходах всех аудиторских организаций |
39,2 |
40,7 |
43,3 |
46,0 |
23 |
22,3 |
21,3 |
19,9 |
Доля клиентов, отчетность которых проаудирована, в общем количестве таких клиентов всех аудиторских организаций |
2,4 |
2,4 |
3,6 |
3,3 |
11,7 |
11,7 |
12,3 |
11,6 |
Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности ОЗХС |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
3,3 |
4,0 |
4,8 |
4,6 |
Доля в общем количестве ОЗХС, отчетность которых проаудирована |
6,0 |
11,4 |
12,8 |
12,8 |
11,5 |
11,8 |
14,2 |
15,7 |
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что составляя всего 0,5% от всех российских аудиторских организаций, осуществляющих аудит ОЗХС, специалисты 4-ки крупнейших аудиторских фирм, представляющие международные корпорации проверяют почти 13% всех ОЗХС, в число которых крупнейшие российские компании и холдинги.
Порядок осуществления уполномоченным надзорным органом ВККР установлен Административным регламентом исполнения государственной функции по ВККР аудиторских организаций, определенных Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”, утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.
Динамика исполнения государственной функции за 2012–2016 годы показывает, что количество проведенных плановых проверок по отношению к запланированным из года в год снижается, что связано с ростом количества проверок, исключенных из Плана Федерального казначейства в связи с выходом аудиторских организаций из членов СРОА.
№ п/п |
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1. |
Количество запланированных проверок на очередной год |
123 |
305 |
320 |
258 |
260 |
2. |
Количество проведенных внешних проверок, в том числе: |
115 |
300 |
293 |
237 |
239 |
2.1. |
плановых |
113 |
296 |
287 |
227 |
217 |
2.2. |
внеплановых |
2 |
4 |
6 |
10 |
22 |
Количество случаев уклонения аудиторских организаций от проведения уполномоченным надзорным органом ВККР
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Количество случаев уклонения |
7 |
8 |
17 |
11 |
|
Совет по аудиторской деятельности 23 марта 2017 г. (протокол № 33) принял новую редакцию Порядка применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций. Цель подготовки новой редакции – обеспечить единообразный подход к оценке нарушений, выявленных при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций, а также к назначению мер воздействия в отношении аудиторских организаций.
В новой редакции Порядка определены следующие меры воздействия к аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности:
1) вынесение предписания
Предписание – мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме.
Предписание устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.
2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (далее – предупреждение)
Предупреждение – мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности.
Предупреждение устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.
3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (далее – приостановление членства аудиторской организации в СРОА) на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства
Приостановление членства аудиторской организации в СРОА – мера воздействия, выраженная во временном прекращении права аудиторской организации заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия.
Основаниями для приостановления членства аудиторской организации в СРОА с учетом требований Административного регламента могут являться:
4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРОА
Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций является исключительной мерой воздействия.
Основаниями для исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций с учетом требований Административного регламента могут являться:
5) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций
При определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, применяется Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.).
При этом учитываются следующие обстоятельства:
Примененные меры воздействия специалистами уполномоченного органа к аудиторским организациям
№ п/п |
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1. |
Количество аудиторских организаций, в отношении которых применены меры воздействия |
97 |
240 |
247 |
191 |
188 |
2. |
Количество принятых решений о применении мер воздействия, в том числе: |
103 |
262 |
247 |
191 |
188* |
2.1 |
предупреждение о недопустимости нарушения требований Федерального закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов |
87 |
181 |
209 |
149 |
120 |
2.2 |
предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения |
9 |
37 |
28 |
34 |
44 |
2.3 |
предписаний в саморегулируемые организации аудиторов о приостановлении членства аудиторской организации |
5 |
32 |
5 |
5 |
13 |
2.4. |
предписаний в саморегулируемые организации аудиторов об исключении сведений аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов |
2 |
12 |
5 |
3 |
11 |
3. |
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, в том числе: |
9 |
11 |
16 |
24 |
29 |
3.1. |
ответственность за которые предусмотрена ст. 19.4.1 КоАП (по признакам уклонения аудиторских организаций от проведения внешних проверок) |
8 |
8 |
10 |
7 |
8 |
3.2. |
ответственность за которые предусмотрена ст. 19.5 КоАП (за невыполнение в законный срок предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки нарушения правил аудиторской деятельности) |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.3 |
ответственность за которые предусмотрена ст. 19.7 КоАП (за предоставление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде) |
0 |
3 |
6 |
17 |
21 |
*Из которых 22 меры воздействия по итогам проверок, проведенных в 2015 году
По результатам проведенных проверок направлены в суд два исковых заявления о признании аудиторских заключений заведомо ложными по основаниям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 307-ФЗ.
Здесь можно отметить тот факт, что изменилась структура решений о применении мер воздействия по сравнению с предыдущими периодами. Мы видим увеличение количества предписаний об устранении нарушений. Это может свидетельствовать об усилении контроля за надлежащим устранением аудиторскими организациями недостатков в их работе, в том числе системного характера и оказывающих негативное влияние на качество оказываемых услуг.
По результатам проведенных Уполномоченным органом проверок в 2016 году было выявлено 9 619 правонарушений (в 2015 году – 9675 нарушений). Общая сумма наложенных административных штрафов на аудиторские организации в 2016 году составила 162 тысячи рублей. Средний размер наложенного административного штрафа составил 8,5 тыс. рублей.
Работу специалистов Уполномоченного органа характеризует риск – ориентированный, жесткий формализованный подход к проведению контроля, к изучению представленных документов. Очень часто в ходе проверки требуется практически дословное повторение текстов Федерального Закона 307–ФЗ “Об аудиторской деятельности”, Правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствующих внутрифирменных документах.
В 2016 году подготовлен Временный классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 года). Он был подготовлен специалистами Федерального казначейства и представителями профессионального сообщества. Конечно же, он представляет собой “открытый” документ, который будет дополняться и расширяться, в том числе и с учетом требований Международных стандартов аудита.
Данный классификатор
позволяет достичь единообразного подхода при проведении внешнего контроля
качества работы аудиторских организаций как со стороны уполномоченного
федерального органа по контролю и надзору, так и со стороны саморегулируемых
организаций аудиторов. Он же позволяет применять стандартный подход и
единообразное описание выявляемых нарушений. Приведенные далее нарушения
являются наиболее типичными и не исчерпывают всего их многообразия.
В Классификаторе нарушения подразделяются на:
Для удобства пользователей они также сгруппированы на:
Под грубым нарушением понимается существенное неустранимое нарушение, ставящие под сомнение возможность аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществлять аудиторскую деятельность в дальнейшем, а именно:
Перечень нарушений, относящийся к данной категории, очень большой, поэтому приведем очень ограниченный их список, которые позволит сформировать общее представление:
- при оказании аудируемому лицу услуг по налоговому консультированию;
- при оказании аудируемому лицу услуг по разработке и внедрению информационных систем;
- при оказании аудируемому лицу услуг, связанных с судебным разбирательством;
- при оказании аудируемому лицу услуг по найму персонала;
- в отношении угроз, возникающих при задержке выплаты вознаграждения аудируемого лица и т.д.
Под существенным нарушением понимается нарушение, свидетельствующее о неполном соответствии деятельности аудиторской организации, аудитора, в том числе индивидуального аудитора, требованиям применимых нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, а именно:
Под неустранимым нарушением понимается нарушение, допущенное при выполнении конкретного аудиторского задания и относящееся как непосредственно к его выполнению, так и к контролю качества его выполнения.
Неустранимый характер нарушения, допущенного при выполнении конкретного аудиторского задания, не освобождает аудиторскую организацию, индивидуального аудитора от обязанности не допускать аналогичные нарушения при выполнении иных аудиторских заданий, а также от обязанности принять меры, включая меры организационно-распорядительного характера, по изменению системы внутреннего контроля качества работы в целях недопущения нарушений в дальнейшем. Данные нарушения наиболее распространены и больше всего встречаются в замечаниях проверяющих.
Рассмотрим их на примерах:
Под несущественным нарушением понимается нарушение, не свидетельствующее о неполном соответствии деятельности АО, аудитора, в том числе индивидуального аудитора, требованиям применимых нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности,
в том числе:
Перечень несущественных нарушений самый краткий в классификаторе. К ним относятся:
Окончательное решение по квалификации выявленного нарушения является предметом профессионального суждения группы внешних контролеров качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, причем такое суждение должно быть мотивированным, независимым, объективным.
При определении мер воздействия учитываются следующие обстоятельства:
При этом под систематичностью нарушения понимается:
Продолжительность допущенного нарушения рассматривается исключительно в отношении нарушений в вопросах внутреннего контроля качества работы АО, индивидуального аудитора в целом и не рассматривается применительно к нарушениям, допущенным при выполнении конкретных аудиторских заданий.
Проводя представленный краткий анализ, я не ставил перед собой задачу осветить все нарушения требований Федерального закона 307- ФЗ, положений Правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики и Правил не зависимости. Здесь показаны основные типичные нарушения, выявляемые специалистами Федерального казначейства и их квалификация.