Сдаем электронную отчетность в налоговый орган по-новому

Практические советы

Автор:
Источник: Журнал "Российский налоговый курьер" №1-2011
Опубликовано: 20 Января 2011

Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610@ введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее исполнение Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@. Проанализируем, какие изменения в процедуре представления налоговой отчетности теперь следует учитывать налогоплательщикам

С 25 ноября 2010 года все организации, представляющие налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, должны руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@) (далее — Методические рекомендации) и устанавливающими новую процедуру документооборота при сдаче отчетности в электронном виде.

Что изменилось

Изменены названия электронных документов. Новые названия более точно отражают процедуру сдачи отчетности на каждом этапе. Например, подтверждение оператора теперь называется «Подтверждение даты отправки». Появился новый документ «Информационное сообщение о доверенности». Он необходим в случае, если подписант налоговой декларации (лицо, на которое оформлен сертификат ключа подписи) не является законным представителем организации (руководителем, действующим на основании устава). Если отчетность подписывает уполномоченный представитель организации (например, главный бухгалтер или налоговый консультант), то с каждым отчетом в инспекцию он должен направить электронный документ «Информационное сообщение о доверенности». В программном комплексе «Спринтер», разработанном компанией «Такском», предусмотрена автоматическая отправка этого документа с каждой отправкой отчетов. Для этого подписанту нужно лишь один раз заполнить информационное сообщение о доверенности.

Изменены и подтверждающие документы. Речь идет об электронных документах, которые получает налогоплательщик в процессе сдачи налоговой отчетности. Ранее все подтверждения приходили в течение рабочих суток. Теперь же «Квитанция о приеме» («Уведомление об отказе») и «Извещение о вводе» («Уведомление об уточнении») должны прийти не позднее следующего рабочего дня.

На получение остальных документов отводится гораздо меньше времени. «Извещение о получении» должно быть доставлено налогоплательщику в течение четырех часов, а «Подтверждение даты отправки электронного документа» придет еще быстрее — в течение двух часов. Это связано с тем, что программно-аппаратные средства налогового органа и спецоператора связи, обеспечивающие электронный документооборот, будут функционировать круглосуточно. Временные характеристики выполнения функций (два часа, четыре часа) действуют при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа. Как видим, новый порядок сдачи налоговой отчетности предусматривает более четкое взаимодействие между всеми участниками информационного обмена (налогоплательщиком, спецоператором и налоговым органом) и оптимизирует всю процедуру электронного документооборота.

Все необходимые работы для перехода на новый документооборот уже проведены: налоговые органы внедрили новое программное обеспечение, а спецоператор связи — компания «Такском» обновила программный комплекс «Спринтер».

Как отправить отчет

Коротко процедура сдачи электронной отчетности в налоговую инспекцию выглядит таким образом. Налогоплательщику нужно:

  • отправить отчетность;
  • получить подтверждение даты отправки от спецоператора;
  • получить извещение о получении, квитанцию о приеме и извещение о вводе от налогового органа (при получении этих документов электронный документооборот считается завершенным в полном объеме).

Рассмотрим алгоритм действий налогоплательщика подробнее.

Шаг 1. Бухгалтер (как уполномоченный представитель организации-налогоплательщика) формирует файл с отчетом. При этом он может использовать любую бухгалтерскую программу, поддерживающую выгрузку отчетов в формате, утвержденном ФНС России (в ПК «Спринтер» это «1С: Налогоплательщик»).

Шаг 2. Файл с отчетом попадает в программу «Референт» (ПК «Спринтер»), которая проверяет его на соответствие утвержденным требованиям. Если все нормально, то система позволяет поставить ЭЦП. Именно она придает юридическую значимость электронному документу.

Шаг 3. Документ шифруется и отправляется в налоговый орган через спецоператора. Если отчетность подписывает не руководитель, а уполномоченный представитель (в нашем случае бухгалтер), то вместе с декларацией направляется «Информационное сообщение о доверенности».

Шаг 4. Бухгалтер получает «Подтверждение даты отправки». Все документы проходят через спецоператора, и факт прохождения каждого из документов фиксируется. Поэтому спецоператор всегда может подтвердить, что тот или иной электронный документ был вами отправлен такого-то числа в такое-то время. И, что очень важно, это подтверждение является доказательством в суде.

Шаг 5. При получении подтверждения даты отправки бухгалтер направляет оператору «Извещение о получении».

Шаг 6. Налоговая инспекция, получив отчет, направляет «Сообщение об ошибке» или «Извещение о получении отчета». По результатам проверки отчета налоговый орган формирует один из следующих документов: «Уведомление об отказе» или «Квитанция о приеме». При получении «Уведомления об отказе» отчетность считается непредставленной и соответственно несданной. Этот факт говорит о том, что отправленный отчет не соответствует утвержденным требованиям, необходимо исправить выявленные нарушения и отправить отчет еще раз с тем же признаком корректировки (первичный) или с тем же номером корректировки.

При получении «Уведомления об отказе» бухгалтер формирует «Извещение о получении». Обратите внимание: все обратные подтверждения «Извещения о получении» вручную формировать не нужно. Программа «Референт» их формирует автоматически и отправляет в том же сеансе связи, в котором было получено входящее письмо (например, «Квитанция о приеме»). «Квитанция о приеме» свидетельствует о том, что отчет соответствует требованиям представления декларации в электронном виде.

«Извещение о вводе» налогоплательщик получит, если начисления проведены в карточку «РСБ».

«Уведомление об уточнении» означает, что информация в налоговой инспекции расходится с данными отчета. В этом случае бухгалтеру необходимо в пятидневный срок представить уточнение. Прежде всего следует внимательно проверить суммы и цифры (расчетную часть), указанные в декларации.

На что обратить внимание

Методические рекомендации сдачи отчетности в электронном виде изменили состав документов при представлении электронной отчетности в налоговые органы. Помимо этого, данным документом установлены требования для уполномоченных представителей. Прежнее информационное письмо «Уведомление об уточнении» теперь получило юридическую силу. Важное нововведение — отправка отчетности уполномоченным представителем. С принятием новых Методических рекомендаций полномочия представителя будут проверяться налоговыми органами в автоматическом режиме. В новом программном обеспечении реализован контроль полномочий должностных лиц, подписавших документ. Контроль осуществляется на основании данных ЕГРН и информационного ресурса инспекции «Доверенность».

Таким образом, во избежание недоразумений необходимо представить в налоговый орган доверенность (копию доверенности) на право подписи отчетности уполномоченным лицом (представителем — владельцем сертификата ключа подписи). Причем сделать это нужно за несколько дней до подачи отчетности в налоговый орган и осуществления уполномоченным представителем своих функций, чтобы у сотрудников инспекции было время внести сведения о доверенности в информационный ресурс «Доверенность»

Автор:

Теги: Электронная отчетность  налоговые органы  налоговая отчетность  отчетность в электронном виде