В статье рассматривается текущая ситуация, сложившаяся в высшем образовании с подготовкой специалистов для налоговой сферы как для государственных, так и для коммерческих структур. Особое место в подготовке специалистов в сфере налогообложения, по мнению автора, должен занимать анализ практических ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Подготовка специалистов в сфере налогообложения является важной частью подготовки экономистов во всех ведущих вузах Российской Федерации. Они востребованы как в государственном секторе экономики (особенно — в налоговых органах), так и в коммерческом секторе: в аудиторских компаниях, в финансовых и бухгалтерских службах любой организации. Следует отметить также растущую потребность в налоговых консультантах, которые готовятся в структурах дополнительного образования и более детально изучают основные вопросы налогообложения и налогового администрирования.
В настоящее время все большее внимание в системе высшего образования уделяется «обратной» связи с работодателями, ожиданиям которых должны соответствовать выпускники вузов. Профиль «Налоги и налогообложение» соответствует направлению обучения «Экономика», именно такие выпускники бакалавриата востребованы на рынке услуг в сфере налогообложения. От качества подготовки бакалавров напрямую зависит их место на рынке труда и уровень предлагаемой заработной платы. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] работодатели и их объединения являются участниками отношений в сфере образования, они вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Представители работодателей (причем и органов государственной власти, и коммерческих структур) выделяют следующие основные проблемы, возникающие при принятии на работу выпускников-бакалавров, которые теоретически должны быть решены при формировании и реализации соответствующих компетенций:
Если обучение осуществлялось по заочной форме (в том числе с использованием дистанционных технологий), добавляются следующие проблемы:
Целью настоящего исследования является выработка предложений по совершенствованию системы подготовки специалистов в сфере налогообложения на основе анализа сложившейся в Российской Федерации ситуации, а также с учетом зарубежного опыта. Система подготовки специалистов включает в себя методы и инструменты образовательного процесса, позволяющие наиболее полно сформировать компетенции, выделенные в матрице компетенций по соответствующей дисциплине.
Одним из важнейших инструментов повышения эффективности подготовки специалистов следует выделить создание методических материалов, позволяющих наиболее полно сформировать компетенции. При этом подготовка студентов по налоговым дисциплинам предполагает определенный комплекс мероприятий, который направлен на качественное усвоение учебного материала и обеспечивает не только аудиторную, но и самостоятельную работу студентов. Для успешного изучения дисциплины студенту следует:
Каждый семинар начинается с ответа на вопросы по домашнему заданию (проводится в форме устного или письменного опроса по ключевым понятиям и наиболее важным аспектам изученной темы).
Лектору целесообразно заблаговременно обеспечить студентов раздаточным материалом, который включает базовые основы лекционного курса, с тем чтобы оптимизировать время работы на занятии и не допустить нерационального использования времени, которое затрачивается студентами на переписывание слайдов с экрана или конспектирование НК РФ. Однако студентам важно осознать, что раздаточный материал не повторяет текст лекции, поэтому только активная работа на занятии позволит усвоить новый материал.
При подготовке к семинарским занятиям следует руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя, использовать основную литературу из рабочей программы дисциплины. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная».
Обязательным условием качественной организации самостоятельной работы является оценивание каждого выполненного студентом задания.
При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели руководствуются требованиями рабочей программы. Профилирование заданий предусматривает их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности. Выполнение индивидуальных и самостоятельных работ по дисциплине должно быть тесно увязано с аудиторной работой.
Текущий контроль работы студентов проводится преподавателем регулярно в процессе проведения всех видов занятий, выполнения контрольных и практических работ, тестов. Если формой промежуточного контроля является экзамен, студентов следует заранее обеспечить критериями выставления экзаменационных оценок, типичными практико-ориентированными заданиями и на консультации обратить внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки при ответах на вопросы.
Особое место в подготовке специалистов в сфере налогообложения занимает анализ практических ситуаций, возникающих во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов в процессе камеральных налоговых проверок. Отметим, что при изучении дисциплины «Организация и методика проведения налоговых проверок» со студентами следует подробно рассмотреть организацию работы налоговых органов, что позволит при дальнейшем трудоустройстве продемонстрировать студентам высокий уровень практических знаний.
В 2015 г. в опытно-эксплуатационную работу введен программный комплекс «Автоматизированная система контроля НДС-2» (далее — АСК НДС-2), а уже в ноябре были выставлены первые автотребования по выявленным расхождениям в налоговых декларациях контрагентов. По данным ФНС России, по проведенным камеральным налоговым проверкам по НДС в 2015 г. сумма доначислений (в расчете на одну проверку) составила 53 тыс. руб. по сравнению с 49 тыс. руб. в 2014 г. В большинстве случаев ошибки налогоплательщиков связаны с заполнением книг покупок и продаж: номера счетов фактур, ИНН и другие реквизиты могут различаться в документах — пояснениях продавца и покупателя.
Теоретически работа АСК НДС-2 выглядит следующим образом: налогоплательщик получает автотребование, направляет квитанцию о его получении в налоговый орган, через формализованную форму ответа исправляет свои технические ошибки, в случае реального отсутствия расхождений представляет пояснения или подтверждающие документы, при наличии определенных оснований представляет уточненную декларацию. В результате «разрыв» должен быть устранен, бюджет пополнен. Отмечается, что выявление «налоговых разрывов» производится до 5-6 звена контрагентов, что позволяет выявить «выгодополучателей» и доказать получение необоснованной налоговой выгоды в дальнейшей работе.
Пояснения от налогоплательщика требуются при камеральной проверке при наличии следующих оснований:
Истребование документов налоговый орган осуществляет в следующих случаях: если налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию к уменьшению за период старше двух лет; если данные в декларации не совпали со сведениями в отчетности контрагентов; если налог указан «к возмещению». На основании истребованных документов налоговый орган проводит «всесторонний углубленный анализ деятельности» (анализируются копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (у посредников), выставленные счета-фактуры). При подаче уточненной налоговой декларации сначала формируется дополнительный лист книги покупок. В него переносятся итоговые данные из книги покупок. Затем неверная запись отражается в книге со знаком «минус». После чего делается верная запись с положительным значением. Подводится итог, далее формируется раздел 8.1 и подается уточненная декларация. Все разделы, которые были в первичной декларации, выгружаются в уточненную декларацию.
Кроме того, студенты должны знать, в каких случаях налогоплательщики вправе подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию — это связано с обнаружением недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Примеры: неверные номера документов в счетах-фактурах у покупателя, указание поставщиком неправильного ИНН контрагента, неверное округление. Понимание студентом того, что устанавливается особый порядок подачи налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи (в том числе по налогу на добавленную стоимость) позволит организации в дальнейшем избежать штрафных санкций за несвоевременное предоставление декларации (если выпускник будет работать в налоговой службе организации).
Таким образом, четкое усвоение функционирующих мероприятий с заполнением форм, утвержденных приказами ФНС России, позволит выявить наиболее проблемные ситуации, которые связаны с неоднозначностью действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации.
Одним из направлений развития системы подготовки специалистов в сфере налогообложения является использование зарубежного опыта по внедрению новейших методов обучения. Для европейской системы профессионального образования характерны гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов (дистанционное обучение, обучение в форме накапливаемых «кредитов», неполный учебный день с последующими практическими занятиями и т.д.). Вместе с тем, традиционными формами американского образования являются интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, система постоянного контроля успеваемости и полученных знаний и навыков, тесная интеграция с общественными профессиональными организациями.
В рамках эффективного взаимодействия вузов с работодателями, позволяющего повысить качество подготовки специалистов в области налогообложения, представляется целесообразным решить следующие задачи в области подготовки бакалавров по экономике:
Развитие системы подготовки специалистов в сфере налогообложения неразрывно связано с совершенствованием законодательства о налогах и сборах, с одной стороны, и с актуализацией рабочих программ налоговых дисциплин, с другой стороны. Ввиду вышеизложенного представляется крайне важным для образовательных организаций осуществлять деятельность в постоянной взаимосвязи с представителями работодателей, а также с научным сообществом, актуализируя все необходимые методические материалы с учетом постоянно меняющихся требований.
Литература