Совет по МСФО делится итогами декабря и уходящего года

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 20 Декабря 2018

По материалам: IFRS


Фото: https://ifrs.org

Как обычно бывает практически каждый месяц в году, председатель IASB Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) и вице председатель IASB Сью Ллойд (Sue Lloyd) в компании члена технического персонала Мэтта Тиллинга (Matt Tilling) делятся деталями прошедшего заседания Совета. За истекший период событий было очень много: встреча с консультативным форумом мировых разработчиков ASAF, продолжение обсуждений IFRS 17 (и даже принятие некоторых решений относительно новых изменений в стандарте), грядущие изменения в порядке представления информации по результатам деятельности компаний, новая модель для учета компаний на тарифном регулировании, и не только.

- (M.T.) Добро пожаловать на подкаст Фонда МСФО, посвященный декабрьской встрече Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Встреча состоялась в Лондоне 11-13 декабря. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я член технического состава разработчиков в IASB. Сегодня со мной председатель IASB Ханс Хугерворст и вице председатель Сью Ллойд, чтобы обсудить последнюю встречу и другие события. Но прежде чем мы перейдем к встрече Совета – Ханс, наверное, нам стоит сначала обсудить встречу в формате консультативного форума ASAF?

- (H.H.) Да, встреча ASAF прошла в начале месяца – первая в его новом составе. Как, должно быть, хорошо известно, членство ASAF “обновляется” каждые три года. В ASAF двенадцать членов, и в этом году мы начали с трех новых – из Великобритании, Кореи и Пан-африканской федерации бухгалтеров.

Как известно, ASAF – очень важная для IASB консультативная группа. В этот раз мы обсуждали такие вопросы как гудвилл, менеджерские комментарии и основные формы отчетности. ASAF для Совета – очень хорошая возможность узнать, чем занимаются в своих юрисдикциях национальные разработчики стандартов, что имеет отношение к нашей работе. Для примера, в этот раз мы выслушали презентацию от EFRAG (Европейской консультативной группы по финансовой отчетности – GAAP.RU) относительно отклика, который они получили на наш дискуссионный документ по финансовым инструментам с характеристиками капитала. Услышать этот отклик было очень полезно.

Для тех, кто, возможно, не так хорошо знаком с ASAF – на нашем сайте появилось новое коротенькое видео, которое расскажет больше об этой важной группе.

- (M.T.) Также в этом месяце мы опубликовали много новых документов?

- (H.H.) Верно, мы опубликовали консультационный документ по теме того, какие издержки компания должна учитывать при оценке убыточности своих договоров (что будет означать, что они обременительные). Это набор изменений, предложенных к IAS 37.

Также мы опубликовали заключение по итогам проведенного изучения практики применения IFRS 13, стандарта по измерению справедливой стоимости. По его итогам было решено, что стандарт работает очень хорошо.

И наконец, мы также представили консультационный документ с некоторыми предложенными улучшениями к нашей Таксономии.

- (M.T.) Сью, весьма напряженной оказалась программа последней встречи Совета в 2018 году. Сегодня мы будем обсуждать некоторые ключевые темы. Начнем со страхования - не могли бы Вы привести краткий обзор, что ранее произошло с этим проектом?

- (S.L.) Конечно. Уверена, все помнят, что мы выпустили стандарт в мае 2017 года. И сразу после того как мы его выпустили, мы дали понять, что заинтересованы в активном диалоге с нашими ключевыми стейкхолдерами, чтобы понимать, какого рода вопросы и сложности могут появиться в связи с внедрением IFRS 17. И мы всегда подчеркивали, что хотим четко знать, есть ли потребность как-то снизить операционную нагрузку, которую мы, возможно, не в полной мере учли в ходе разработки стандарта. Все это мы делали по ходу публичных встреч, а более формально – в формате рабочей группы перехода (TRG), о которой ранее уже говорили по ходу прежних подкастов.

И вот в октябре разработчики ознакомили нас с основными вопросами, которые были сформулированы в ходе программы публичных консультаций и работы TRG – всего 25 вопросов, обзор которых был нам представлен. На октябрьской встрече мы согласились детально рассмотреть этот список вопросов, а также рассмотреть возможность внесения изменений в стандарт, если только это не снизит качество финансовой информации для инвесторов и не приведет к нежелательным отсрочкам со временем внедрения стандарта.

После этого в ноябре Совет решил предложить отсрочку вступления стандарта IFRS 17 в силу на один год, до 2022 г. И мы это сделали до того, как приступить к рассмотрению отдельных вопросов, чтобы дать людям четкий сигнал относительно сроков, на которые им нужно ориентироваться. Мы сделали это, потому что даже простые обсуждения возможных изменений уже создают неопределенность.

- (M.T.) И это приводит нас к встрече этого месяца?

- (S.L.) Верно, в этом месяце мы вернулись к списку, с которым начинали работать в октябре, и рассматривали отдельные вопросы уже более детально. На встрече мы решили предложить только одно изменение к стандарту, которое по сути своей касается лишь требований к раскрытию в IFRS 17. В данный момент IFRS 17 требует от компаний разбивать свои страховые контракты на те, что относятся к стороне активов, и те, что относятся к стороне обязательств, и представлять их отдельно в балансовом отчете. Но люди, когда обсуждали детали внедрения, говорили нам, что если речь зашла об определении того, является ли группа активами или обязательствами, придется вносить изменения в системы учета наличности, дабы понять, как относятся потоки к группам страховых контрактов, а это может быть довольно затратным делом.

Так что Совет решил предложить изменения к IFRS 17, чтобы анализ представления проводился на уровне портфелей, а не на уровне группы, чтобы не требовалось этого систематического изменения. По нашему мнению, это правильное изменение, поскольку с ним придет очень существенное облегчение с операционной точки зрения. На основе предварительных обсуждений с инвесторами мы знаем, что потеря информации при этом будет не очень значительной, так что все отвечает критериям, которые были согласованы в октябре.

В январе, феврале и первых нескольких месяцев следующего года мы продолжим обсуждение других вопросов из того списка, с которым мы начали работать в октябре, чтобы определить, не стоит ли нам рассмотреть другие возможные изменения, а затем все, что предложим, мы выпустим в рамках одного документа чуть позже в 2019 году.

- (H.H.) Вероятно, мне стоит добавить, что то изменение, которое мы предложили на прошедшей встрече, действительно поможет страховщикам с внедрением стандарта, ускорит его, и это одна из причин, почему мы уверены, что отсрочка только на один год – более чем достаточно по сравнению с предложенными двумя годами отсрочки, о которых просило немало страховых компаний. Это хороший сигнал для рынка: “Поддерживайте движущий момент!” Кстати, к нам обращались некоторые страховые компании, которые говорили, что один год отсрочки – вполне достаточно, и если вдруг мы решим сделать больше, это только увеличит расходы и затруднит в компаниях поддержание “движущего момента”. Так что, полагаю, мы нашли “золотую середину”.

- (M.T.) Кроме страхования, одной из тем обсуждений была возможность представления результатов деятельности в виде колонок в отчете о финансовых результатах.

- (H.H.) Правильно. Одним из решений, принятых нами по ходу этой встречи, стало то, что мы должны запретить использование колонок в отчете о финансовых результатах для представления информации о менеджерских показателях результативности. Основная причина для этого заключается в том, что, по нашему мнению, использование колонок для представления такого рода показателей может обеспечить им неадекватное освещение – а это, в свою очередь, способно ввести в заблуждение пользователей финансовой отчетности. Поэтому мы считаем, что оптимальным местом для этих менеджерских показателей результативности (показателей “non-GAAP”) будут примечания, а не лицевая сторона отчетности.

- (M.T.) Сью, не припоминаю, чтобы мы много говорили об этом по ходу предыдущих подкастов, однако реформа использования ориентировочных процентных ставок потенциально способна повлиять на целый ряд наших учетных стандартов. Это было одной из тем для обсуждений в этом месяце. Не могли бы Вы в первую очередь дать нам краткое изложение сути этой реформы?

- (S.L.) Конечно. Если кто интересуется деталями – на встрече Совета в июне этого года члены группы разработчиков представили нам очень неплохой базовый документ. Если излагать вкратце его суть – финансовые инструменты суммарной стоимостью в триллионы долларов привязаны сегодня к ориентировочным индексам процентных ставок типа LIBOR или EURIBOR. Это огромное разнообразие финансовых инструментов, начиная со сложных типа деривативов, и заканчивая ипотечными облигациями. Последние наработки на рынке ставят под сомнение долгосрочную необходимость этих ориентиров. С точки зрения регуляторов очевидна тенденция в сторону их замены на альтернативу в виде ставок, близких к безрисковым.

Это означает, что мы столкнулись с перспективой возможного прекращения действия прежних ориентиров на рынке, и если они прекратят действие, это будет очень существенное и широкое влияние на финансовые рынки, а также будет иметь последствия в плане финансовой отчетности. Ничего удивительного, что нам поступает все больше вопросов о том, что мы собираемся предпринять по этому поводу.

- (M.T.) И рабочая группа по финансовым инструментам представила Совету документ, где анализируется возможное влияние этой реформы на финансовую отчетность?

- (S.L.) Да. На этой встрече они в основном указывали Совету на то, что необходимо перейти от исследовательского проекта к проекту по разработке стандартов. Совет согласился добавить проект по реформе процентных ориентиров в список проектов по разработке. Кроме того, мы сошлись на том, что влияние на МСФО мы должны изучать в два этапа: сначала посмотреть на вопросы, которые нам необходимо изучить в период времени, начиная с этого момента и заканчивая моментом, как договоры будут фактически изменены, то есть пока еще сохраняется эта неопределенность относительно потенциальных изменений. В частности, по ходу этого первого этапа мы будем смотреть на наиболее актуальные вопросы – например, на способность продолжать действующие подходы к учету хеджирования. Это самое актуальное. А далее идет вторая фаза, по ходу которой будут вноситься изменения в стандарты, когда уже произойдут фактические изменения в условиях договоров по финансовым инструментам.

- (M.T.) Ханс, Совет продолжает изучать модель учета для тарифного регулирования и углубляется в ее детали?

- (H.H.) Да, мы находимся на финальной стадии разработки этого будущего стандарта. Модель учета действительно начинает “собираться”, и мы изучаем детали. В этом месяце мы сосредоточились на ставках дисконтирования и временных разницах регулирования. В течение первых месяцев следующего года мы ждем выхода новых документов по этой теме и надеемся, что сможем все связать воедино, скажем, в течение первого квартала 2019 г.

- (M.T.) Также в этом месяцев вышел документ по изменениям в IAS 1? Это значимое изменение?

- (H.H.) Наверное, начать мне следует с того, что это изменение в любом случае существенное. Сегодня IAS 1 требует от компаний раскрывать свои значимые учетные политики, и мы решили заменить этот термин “значимые” другим – “существенные”. Не тянет на большое изменение, конечно, однако концепция “существенного” намного лучше проработана и определена по сравнению с довольно общей концепцией “значимого”. Как вы знаете, относительно недавно мы представили практическое руководство по теме существенности. Мы продолжим работать над улучшениями руководства по учетным политикам в области существенного в рамках данного практического руководства по существенности. В целом от этого относительного небольшого изменения мы ждем, что оно улучшит качество раскрытий по учетным политикам.

- (M.T.) Сью, в этом месяце Совет также обсуждал некоторые предложенные изменения к IAS 8, которые пришли от Комитета по Интерпретациям?

- (S.L.) Правильно. Некоторое время назад мы выпустили предварительный вариант документа по теме изменений в учетной политике в результате решений Комитета по Интерпретациям. Если говорить в целом, документ предлагал некоторое послабление на период перехода, если изменения в политике вызваны решениями Комитета по Интерпретациям. На последней встрече мы, во-первых, проанализировали отклик на те консультации. Что несколько необычно – на встрече в этом месяце мы не обсуждали конкретных предложений, а вместо этого анализировали ответы, полученные на ключевые вопросы консультационного документа.

Некоторые люди интересовались статусом принятых Комитетом по Интерпретациям решений. Члены рабочей группы сказали нам, что хотя это прямо и не было охвачено в консультационном документе, данный момент очень важен хотя бы с точки зрения пересмотра руководства по формальным процессам работы над стандартами, который сейчас проводят попечители, поэтому на эту тему мы еще будем говорить с комитетом под контролю формальных процессов в составе попечителей в январе следующего года.

Так что Совет обсуждал статус решений Комитета по Интерпретациям. Совет единогласно согласился с сохранением текущего статуса решений, то есть что они не несут того же обязательного характера, какой несут стандарты МСФО. Об этом следует сообщить комитету по контролю формальных процессов.

Еще одна тема, которой мы вкратце коснулись – это некоторые комментарии в консультационном документе, которые подтверждают один известный факт: Совет считает, что когда компании проводят изменения в учетной политике в результате решений Комитета по Интерпретациям, им необходимо на это достаточно времени. И хотя в “базисе для умозаключений” к консультационному документу и не значилось предложений об изменении IAS 8, Совет решил на собрании, что мы и не должны изменять IAS 8 с учетом этого комментария (о том что людям нужно давать достаточно времени на изменения в учетной политике в результате решений Комитета по Интерпретациям), однако мы решили довести до сведения комитета под контролю формальных процессов необходимость отразить данный момент в руководстве по формальным процессам разработки стандартов. А кроме того, мы решили отразить это в других местах – например, в “базисе для умозаключений” к IAS 8. Это будет еще обсуждаться на встрече попечителей в следующем месяце.

- (M.T.) На этом все с сегодняшним подкастом… Ханс, это был грандиозный год для IASB. Будет ли завершающее подведение итогов?

- (H.H.) В самом деле, это был очень важный год для всей организации. Для нас лично было очень важно переехать из Сити на Кэнэри-Уорф, в фантастические новые офисы. В целом, сотрудники весьма довольны новыми рабочими условиями. Надеемся, что это еще больше улучшит качество нашей работы.

2018 год, конечно, держал нас в рабочем ритме со страхованием, и этот рабочий режим продолжится в следующем году.

Мы представили обновленные “Концептуальные основы”.

Еще остались страны, которые обещают принять у себя МСФО сразу и в целом: в этом году Вьетнам и Таиланд дали понять, что собираются полностью внедрить МСФО в ближайшем будущем.

Также очень важным событием стал проведенный Европейской Комиссией анализ адекватности действующей системы публичной отчетности. Должен отметить, что отклик со стороны наших стейкхолдеров оказался весьма обнадеживающим: более 80% заявили, что определенно поддерживают действующий подход, с которым Европейская Комиссия не вносит в стандарты никаких дополнительных изменений, и что они продолжат внедрять у себя “чистые” МСФО. Я лично воспринимаю это как признание в доверии к нам со стороны стейкхолдеров в Европе и не только там. Это оказалось очень хорошим завершением года. Позвольте мне поблагодарить всех стейкхолдеров за работу с нами, за обратный отклик и поддержку – мы очень это ценим и надеемся продолжать работать так же в 2019 году.

Теги: Совет по МСФО  IASB  Ханс Хугерворст  Hans Hoogervorst  Сью Ллойд  Sue Lloyd  ASAF  IFRS 17  тарифное регулирование  Фонд МСФО  Совет по международным стандартам финансовой отчетности  финансовые инструменты с характеристиками капитала  EFRAG  IAS 37  IFR