Структурные продукты: новые возможности традиционных инструментов

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO

Автор:
Источник: ИК "Первый доверительный управляющий"
Опубликовано: 30 Августа 2012

Одной из интересных тенденций, имеющей место на российском рынке ценных бумаг в течение последних нескольких лет, является бурное развитие сегмента разнообразных структурных финансовых продуктов.

В подавляющем большинстве случаев структурный продукт представляет собой комбинацию из двух видов ценных бумаг, торгующихся на биржевом рынке: облигаций и производных инструментов (фьючерсов или опционов). Соотношение доли облигаций и деривативов в рамках структурного продукта может достаточно сильно изменяться в зависимости от отношения частного инвестора к риску, однако в подавляющем большинстве удельный вес облигаций колеблется в диапазоне от 85% до 95% (оставшаяся часть – от 5% до 15% – приходится на производные инструменты).

Облигации рассматриваются как консервативная часть продукта, регулярно приносящая небольшой (в текущих реалиях российского рынка ценных бумаг от 7% до 13% годовых), но стабильный и достаточно легко прогнозируемый доход. Производные инструменты являются его рискованной частью, доходность которой может быть весьма и весьма высокой (до 100-150% и более), но крайне плохо поддается оценке и прогнозированию.

Самым большим преимуществом структурного продукта является возможность получения более высокой доходности (например, по сравнению с банковским депозитом или инвестированием исключительно в облигации) при ограниченных рисках.

Продемонстрировать это свойство структурного продукта можно на условном примере. Предположим, частный инвестор сформировал структурный продукт, на 95% состоящий из облигаций (средний уровень доходности облигаций равен 10% годовых) и на 5% из опционов кол на акции «Роснефти».

На момент создания структурного продукта рыночная цена одной обыкновенной акции нефтяной компании была равна 205 рублей. Аналогичную цену исполнения имеет опцион кол. Упрощенно допустим, что опцион кол позволяет торговать с «плечом» 1 к 10, то есть при росте котировок акций «Роснефти» на 1% опцион кол прибавляет сразу 10%.

Структурный продукт рассчитан на 1 год.

При максимально благоприятном варианте развития событий акции «Роснефти» вырастут в цене. Если рост биржевой стоимости бумаг составит, к примеру, 25%, то доходность структурного продукта будет равна 22%: 9,5% принесут облигации и 12,5% – опционы кол.

При реализации нейтрального сценария «Роснефть» подорожает всего на 1,00% – и в этом случае доходность опционов кол будет равна доходности облигаций – 10,0% (итоговая доходность также составит 10,0% годовых).

При неблагоприятном сценарии котировки акций «Роснефти» вырастут менее чем на 1,00%, а инвестор получит убыток по опционам кол (в худшем случае стоимость опционов будет равна 0). Однако даже при таком сценарии итоговая доходность портфеля будет положительной – 4,5% (прибыль по облигациям (9,5%) за вычетом убытка по опционам (5%)).

Таким образом, при подобном соотношении облигаций и опционов минимальная доходность структурного продукта составляет 4,5% годовых (вне зависимости от возможных масштабов снижения котировок акций «Роснефти»), при этом максимальный уровень доходности этого продукта не ограничен.

Стоит обратить внимание на тот факт, что по отдельности ни один из инструментов, используемых для создания структурного продукта, не обладает подобными характеристиками. Если рассматривать инвестирование только в облигации, то при стратегии «купил и держи» их доходность ограничена 10% годовых, а при вложении капитала исключительно в производные инструменты инвестор неизбежно принимает на себя очень высокие риски.

Второе неоспоримое достоинство структурных продуктов заключается в том, что с их помощью частный инвестор может реализовать практически любую инвестиционную идею, которая может предполагать как рост котировок ценных бумаг (приобретаются фьючерсы или опционы кол на выбранный инструмент), так и их снижение (тогда продаются фьючерсы или покупаются опционы пут).

При желании не составляет особого труда составить более сложный структурный продукт, который может одновременно «отыгрывать» идею роста стоимости одних активов и снижения других (в частности, интересным может быть продукт одновременно ориентированный на ослабление иностранной валюты и рост российского фондового рынка).

Третье преимущество структурных продуктов состоит в том, что любой частный инвестор может создать их, не обладая значительными инвестиционными ресурсами: для создания простейших структурных продуктов достаточно суммы порядка 200-300 тыс. рублей, для более сложных – около 500-600 тыс. рублей.

Например, для самостоятельного формирования простого структурного продукта частный инвестор может открыть два счета: один на спот-рынке, а второй – на срочном рынке. На средства, зачисленные на первый счет, инвестор будет приобретать облигации, а второй будет использоваться для покупки или продажи производных инструментов.

Наконец, структурные продукты не предполагают систематического пересмотра и, соответственно, не требуют пристального внимания инвестора. Обычно они формируются на определенный срок (в отечественной практике от 6 месяцев до 1 года, реже – до 2-3 лет), совпадающий с датой погашения облигаций, включаемых в состав структурного продукта. В течение этого срока используется пассивная стратегия инвестирования.

Тем не менее, у структурных продуктов, как и у любых других финансовых инструментов, есть свои недостатки.

Во-первых, структурные продукты обладают ограниченным уровнем ликвидности, что обусловлено относительно низким уровнем ликвидности как отечественного облигационного рынка, так и рынка производных инструментов. Низкая ликвидность приводит к тому, что для формирования структурного продукта требуется от 2 до 5 дней, а его продажа (например, при фиксации прибыли) может занимать от 3 до 10 дней.

Во-вторых, в большинстве случаев структурные продукты не позволяют реализовывать какие-то узкоспециализированные инвестиционные идеи. Так, не составляет никаких сложностей создать продукт, ориентированный на рост или падение котировок любой «голубой фишки» российского рынка акций, однако затруднительно, а иногда и вовсе не возможно, сделать структурный продукт, ориентированный на конкретную акцию «второго» или «третьего эшелона».

В-третьих, структурные продукты, создаваемые на основе производных инструментов, обращающихся в России, в основном ориентированы на национальный рынок и далеко не всегда могут использоваться для полноценной реализации глобальных инвестиционных идей.

Например, одной таких идей является рост цен на продовольствие, происходящий под влиянием как фундаментальных (увеличение численности населения, сокращение площади пахотных земель, истощение почв и пр.), так и спекулятивных факторов. Однако на российском рынке производных инструментов количество «товарных» деривативов ограничено (пожалуй, можно отметить только фьючерсы на пшеницу, кукурузу, соевые бобы и сахар-сырец).

Подводя итог всему сказанному выше, можно утверждать, что структурные продукты, обладающие хорошим соотношением риска и доходности, вполне могут использоваться частными инвесторами для реализации среднесрочных инвестиционных идей по отдельным инструментам фондового, товарного или денежного рынков.

Автор:

Теги: структурные продукты  рынок ценных бумаг  структурные финансовые продукты  фьючерсы  опционы  биржевой рынок  деривативы  производные инструменты  облигации