Автор: Григорий Алексенко УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР, AGA MANAGEMENT
Источник: Практические материалы с конференции "Стратегии управления активами группы компаний", 24-25 ноября 2005г, Киев
Дата публикации: 14 Декабря 2005
Григорий обладает обширным опытом в сфере стратегического консалтинга, проработав пять лет в ведущей международной консультационной компании Bain & Company (офисы в Москве, Йоханнесбурге, Сиднее), где он координировал проекты по стратегии, развитию и оптимизации бизнеса ведущих мировых корпораций, а также работал на проектах по реструктуризации компаний-клиентов.
До прихода в компанию Григорий Алексенко занимал руководящую должность в инвестиционно-банковском управлении компании «Ренессанс Капитал», участвуя в сделках по слиянию/поглощению и прямым инвестициям, а также по выходу компаний – клиентов на рынки капитала.
Григорий окончил Московский Государственный Университет (1994), Высшую школу бизнеса МГУ (1995), а также получил степень МВА в Международной школе бизнеса INSEAD во Франции (2001). Свободно владеет английским и хорошо испанским языками.
СТРАТЕГИЯ – основополагающая долгосрочная концепция действий бизнеса(ов), с четко обозначенной Целью, Показателями деятельности, по которым можно оценивать эффективность выполнения поставленных задач, и разработанным Планом работ по наиболее важным Направлениям.
Собственниками Холдинга могут ставиться перед бизнесом различные цели и задачи. Среди наиболее рациональных хотелось бы выделить следующие стратегические задачи:
Для формирования стратегии развития холдинга с целью повышения возврата на инвестированный акционерный капитал необходимо найти ответы на целый ряд вопросов:
Потенциал капитализации и потенциал возврата на вложенные средства?
Что такое бизнес Холдинга сегодня каким он должен быть завтра?
Капитализируемые активы = активы, потенциально выводимые на фондовый рынок или привлекательные для стратегических инвесторов.
КРИТЕРИИ:
РОЛЬ – основной локомотив роста стоимости Холдинга путем:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ – формирование структуры с:
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ: 5 лет +
«Cash-ируемые» активы = активы Холдинга, обеспечивающие высокий уровень возврата на вложенные средства, но которые трудно капитализировать:
КРИТЕРИИ:
РОЛЬ – основа текущих прибылей и источника инвестиций для Акционеров за счет:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ – вывод на максимальную эффективность в кратчайшие сроки
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ: 2-3 года
«Нейтральные» активы = активы Холдинга, которые не подходят ни под определение «капитализируемых», ни «cash-ируемых»:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ – вывод из Холдинга за счет продажи/обмена
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ: 1-2 года
Для классификации активов Холдинга по категориям «капитализируемых», «cash-ируемых» или «нейтральных» активов мы предлагаем использовать шкалу «cash-ируемость / капитализируемость»:
ФОКУС ПРИ ОЦЕНКЕ:
Рынка:
Рыночной позиции актива:
Способности актива генерировать доход:
Взаимодействие с другими активами Холдинга:
Стратегический Инвестор | Финансовый Инвестор |
+ Отраслевая экспертиза
+ Управленческий опыт + Снижение стоимости заемного капитала для компании + Возможный вариант выхода + PR | + Совпадение интересов (сроки и форма выхода, максимизация возврата)
+ Возможность снижения стоимости заемного капитала для компании + Потенциально выше уровень возврата на вложенные средства (строгая финансовая дисциплина, премия за продажу бизнеса стратегу) |
– Долгий инвестиционный горизонт
– Ограниченность вариантов выхода (IPO и продажа другому стратегу исключаются) – Вероятность несовпадения взглядов на построение вертикально-интегрированного холдинга Конфликт интересов (выход) | – Отсутствие отраслевой экспертизы
– Недостаток управленческого опыта – Вероятность несовпадения взглядов на построение вертикально-интегрированного холдинга |
Процесс внедрения стратегии необходимо тщательно проработать до начала его реализации. Ключевые составляющие данного процесса: