Автор: Каширина А.А.
Источник: журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 6, 2006
Дата публикации: 4 Апреля 2006
Наверное, каждый из нас слышал о том, что, произведя те или иные сделки либо совершив некоторые финансовые операции, можно привлечь внимание специалистов компетентных органов, которые займутся проверкой чистоты сделки и происхождения денежных средств. Какие сделки могут проконтролировать? Из каких источников контролирующие органы получают сведения? Насколько реально оказаться в зоне контроля?
Ответам на эти и некоторые другие вопросы посвящена наша статья. Надеемся, что этот материал заинтересует не только тех, чья профессиональная деятельность связана с финансами, но и тех, кто производит какие-либо операции в качестве физического лица.
…С того, что основным документом, регулирующим отношения физических и юридических лиц и государственных органов, осуществляющих контроль операций с денежными средствами и иным имуществом, является Федеральный закон № 115-ФЗ . Кроме того, в настоящее время уполномоченным органом в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Федеральная служба по финансовому мониторингу – Росфинмониторинг.
Эти сведения относятся к общеизвестным. О существовании названного закона и соответствующей государственной службы знают и директора, и финансисты, и главные бухгалтеры. Тем не менее, они зачастую и не подозревают о том, что оформление договора или перечисление денежных средств, или визит к адвокату и т.д. и т.п. станут причиной открытия на организацию специального досье и знакомства должностных лиц предприятия со специалистами компетентных ведомств. Речь идет отнюдь не о приобретении недвижимости за рубежом или связях с террористами, нет. Объектом пристального внимания организация (ее руководитель и главный бухгалтер) может стать, заключив, например, договор лизинга или беспроцентного займа, а также совершив другие сделки, перечень которых очень обширен. Но обо всем по порядку.
…В целях исполнения положений Закона № 115-ФЗ Центральный Банк России утвердил виды коммерческой деятельности, относимые к так называемой повышенной степени риска. В частности, это:
Этот список дополнил ранее установленный перечень , в котором были поименованы: сделки с использованием интернет-технологий (п. 2.9.11), деятельность, связанная с реализацией легковых автотранспортных средств (п. 2.9.4), деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (казино, букмекерских контор и др.), по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме, а также деятельность ломбардов (п. 2.9.3).
Однако попадут в поле зрения специалистов Росфинмониторинга не только организации, занимающиеся указанными видами деятельности, но и те, которые совершают операции, подлежащие обязательному контролю. Перечень таких операций установлен ст. 6 Закона № 115-ФЗ:
Все эти операции подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.
Кроме того, обязательный контроль распространяется на сделки с недвижимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее. В силу п. 3 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, то ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу ЦБР, действующему на дату совершения данной операции.
Но и это далеко не все случаи, когда к вам проявят интерес компетентные органы. Кроме сделок, подпадающих под обязательный контроль, существуют еще так называемые необычные сделки (п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Она не соответствует целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
Сделка может быть признана необычной и по иным обстоятельствам, дающим основания полагать, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Критерии выявления и признаки необычных сделок приведены в Приложении № 2 к Письму ЦБ РФ № 99-Т . Перечислим некоторые из них.
Обратите внимание: рамки статьи не позволяют привести полный перечень установленных ЦБР признаков необычных сделок. Заинтересованный читатель может самостоятельно изучить все критерии, изложенные в Приложении № 2 к Письму № 99-Т. Кроме того, ЦБР своими письмами периодически доводит до сведения кредитных организаций примерные схемы операций, возможной целью которых является легализация незаконно полученных доходов. В частности, одним из них является Письмо от 26.01.05 № 17-Т «Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами». Ознакомление с изложенными в нем схемами, безусловно, поможет предприятиям и физическим лицам не попасть в зону контроля.
Согласно п. 2.4.5 Письма ЦБ РФ № 99-Т при выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может обратиться к клиенту с просьбой о представлении необходимых объяснений и дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки.
Заметим, что в целях реализации требований Закона № 115-ФЗ кредитная организация обязана представлять в уполномоченный орган сведения по всем подлежащим обязательному контролю операциям (в том числе по операциям, характер которых имеет очевидный экономический смысл и которые у сотрудников кредитной организации не вызывают подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем). Такие разъяснения банкам даны в Информационном письме ЦБ РФ от 29.11.02 № 2. Таким образом, надеяться на то, что у предприятия имеется положительный опыт работы с банком, вследствие чего законность его деятельности у сотрудников банка не должна вызывать сомнений, бухгалтеру не следует. Обо всех перечисленных нами сделках кредитная организация должна представлять сведения Федеральной службе по финансовому мониторингу вне зависимости от характера взаимоотношений с клиентом.
Мы уже отмечали, что предоставление юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа (если сумма равна или превышает 600 000 руб.) подлежит обязательному контролю, и сведения о сделках должны быть представлены в уполномоченный орган (пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Следовательно, правомерен вывод о том, что если заем предоставляется на платной основе (под проценты), то вероятность попадания в зону контроля снижается. При этом лучше указать в платежном поручении, что договор займа не является беспроцентным,. Ведь если в представленном в банк расчетном документе в поле «Назначение платежа» указано «По договору займа», и информация о размере взимаемого по договору займа процента отсутствует, ЦБР в Письме № 7 рекомендует кредитной организации запросить у юридического лица (займодавца) документы, на основании которых она сможет определить, относится проводимая операция к сделкам, подлежащим обязательному контролю, или нет (в частности, договор займа, содержащий информацию об условиях предоставления займа). В случае непредставления клиентом запрошенных документов банк в силу п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ может отказать в перечислении денежных средств заемщику (зачисление денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, производится в обычном порядке).
Понятно, что узнать о беспроцентных займах банк может не только в случае, если денежные средства перечисляются в безналичном порядке, но и при получении суммы займа наличными в кассу организации. В качестве иллюстрации рассмотрим следующую ситуацию. У предприятия возникла необходимость погашения кредита (или срочного перечисления денег контрагенту). На расчетном счете свободных средств нет. Учредитель, являющийся предпринимателем без образования юридического лица, вносит необходимую сумму в кассу организации и оформляет договор беспроцентного займа. Если сумма займа превышает 600 000 руб., то когда деньги будут сданы в банк для зачисления на расчетный счет предприятия, у сотрудников банка появятся сведения о совершении сделки, подлежащей обязательному контролю.
Вполне уместна реплика скептика: сделок заключается великое множество, все не проконтролируешь, да и чем это может грозить организации или ее учредителю? Действительно, все операции проверить компетентные органы не могут. Но, допустим, что в данной ситуации специалисты Росфинмониторинга в ходе контрольных мероприятий выяснили, что учредитель – ПБОЮЛ сдавал в налоговый орган нулевые декларации. Возникает вопрос: откуда появились денежные средства для предоставления займа? На него и предстоит ответить предпринимателю и его бухгалтеру.
О сделках с недвижимым имуществом, превышающих 3 000 000 руб., Федеральной службе по финансовому мониторингу сообщат не только организации, осуществляющие посреднические услуги (в силу прямого указания ст. 5 Закона № 115-ФЗ), но и банки. Если из представленных клиентом документов банку стало известно о совершении такой сделки, то сведения о ней должны быть представлены в уполномоченный орган (Письмо ЦБ РФ № 7).
Обратите внимание: речь идет не только об операциях купли-продажи недвижимости, а о любых сделках с недвижимым имуществом. Обязательному контролю подлежат любые сделки с недвижимым имуществом, в том числе сделки, в которых кредитная организация выступает стороной по договору и предметом договора является обременение недвижимого имущества (залог, аренда и т.п.). Такая позиция Центрального банка приведена в Письме ЦБ РФ от 16.12.04 № 12-4-7/3968.
Кроме того, Письмом № 12-1-5/2387 Центральный банк обратил внимание кредитных организаций на то, что действие Закона № 115-ФЗ распространяется на все сделки, которые были заключены после 30.08.04. Сделки, совершенные до этой даты, контролю не подлежат. В то же время, если расчеты по сделке с недвижимым имуществом (например, в рамках договора аренды) продолжают осуществляться, и после 30.08.2004 такая сделка будет подлежать обязательному контролю, если сумма арендных платежей, совершенных после 30.08.2004, будет равна или превысит 3 000 000 руб., либо будет равна или превысит сумму в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 руб.
Сделки в области долевого строительства также подлежат обязательному контролю, если они заключены на сумму, равную или превышающую 3 000 000 руб., либо равны сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышают ее. Такие разъяснения даны в Письме ЦБ РФ от 31.08.05 № 8. Основанием для подобного вывода является норма п. 1 ст. 130 ГК РФ, согласно которой объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу. При этом правовой режим таких объектов установлен Федеральным законом № 214-ФЗ . Таким образом, договор участия в долевом строительстве (договор инвестирования), а также договор об уступке права (требования) по указанному договору являются сделками, подлежащими обязательному контролю с момента их государственной регистрации.
Итак, учитывая вышеизложенное, понятно, что большую часть информации и о сделках, подлежащих обязательному контролю, и о сомнительных операциях, компетентные органы получают от банков. Однако круг лиц, обязанных представлять сведения о клиентах Росфинмониторингу, намного шире.
Такая обязанность ст. 5 Закона № 115-ФЗ возложена также на:
При этом представление должностными лицами этих организаций в уполномоченный орган установленных Законом № 115-ФЗ сведений и документов не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
Каждая организация самостоятельно разрабатывает Правила внутреннего контроля сделок с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций – Центральным банком РФ. Согласно ст. 7 Закона № 115-ФЗ указанные организации не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, должны представить в Росфинмониторинг сведения об осуществивших ее лицах, о выгодоприобретателях по сделке, а также о представителях физического или юридического лица, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, совершившем операцию. При этом работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.
К сведению. Если лицо, осуществляющее сделку, отказалось представить документы, необходимые для фиксирования информации о нем, то вышеназванная организация вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица) (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Обязанность уведомления (далее – Постановление Правительства РФ № 82) компетентного органа о сомнительных сделках также возложена на адвокатов, нотариусов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций). К этой группе лиц относятся, например, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации. Сообщить информацию об обнаруженных фактах недобросовестных действий уполномоченным государственным органам власти аудиторов обязывает п. 64 ФСАД № 13 . Специалисты Минфина в Письме от 27.06.05 № 07-03-01/647 обратили внимание аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов на обязанность фиксировать, хранить и представлять соответствующие сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу. При этом разглашать факт передачи информации Росфинмониторингу аудиторы не вправе.
Для всех перечисленных нами организаций и лиц за нарушение требований Закона № 115-ФЗ о представлении информации установлены меры ответственности (административной, гражданской и уголовной). Кроме того, если организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии, то допущенное правонарушение может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии. Тем не менее из всего вышесказанного ни в коем случае не следует, что организациям следует избегать общения с аудиторами. Скорее, наоборот, их услугами необходимо пользоваться, особенно на стадии планирования сделки.
Советы аудиторов, юристов и налоговых консультантов помогут избежать неблагоприятных последствий. Аудиторские фирмы, как правило, дорожат своими клиентами, а потому не только не торопятся сообщать о сомнительных сделках, но и помогают предприятиям так оформить документы и провести сделку, чтобы не оказаться в зоне пристального внимания компетентных ведомств. При этом риск консультантов сравнительно невысок. Ведь для того, чтобы привлечь к ответственности за нарушение Закона № 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 82, необходимо доказать, что аудитор осознавал противоправность действий клиентов, способствовал незаконной деятельности или участвовал в разработке преступных схем. Арбитражная практика содержит множество примеров, когда лизинговые компании, организации игорного бизнеса и т.д. были привлечены к административной ответственности за непредставление сведений в уполномоченный орган или нарушение сроков их подачи (см., например, постановления ФАС МО от 24.03.05 № КА-А40/1673-05; ФАС СЗО от 20.10.05 № А56-18483/2005, от 06.10.05 № А56-16524/2005 и от 13.01.05 № А56-21198/04; ФАС ЗСО от 07.07.04 № Ф04/3677-1180/А45-2004). При этом автору неизвестны решения судов о привлечении к ответственности аудиторских и консалтинговых фирм. А потому позволим себе еще раз повториться и указать на необходимость сотрудничества с аудиторскими организациями. Ведь знать заранее о возможных неблагоприятных последствиях и подготовиться к ним, лучше, чем в спешке оформлять документы и излагать аргументы в свою защиту после того, как вами заинтересуются сотрудники компетентных органов. Заметим, что после начала углубленных контрольных мероприятий многие аргументы кажутся надуманными, а документы сфальсифицированными. Нужны ли вам эти проблемы?
Подводя итог, отметим, что автор не ставил своей целью изложить все случаи «попадания» предприятий и физических лиц в «черные списки» и перечислить все документы, регулирующие отношения в данной области. Это просто невозможно. Внимательный читатель наверняка заметит, что большинство упомянутых в нашей статье документов относятся к 2005 году. Это в первую очередь говорит о том, какое пристальное внимание уделяет государство этому вопросу, а также о появлении новых схем легализации незаконно полученных доходов. Надеемся, что наши читатели смогут извлечь практическую пользу из данной публикации, ведь познание не только «умножает скорбь», но и помогает избежать ошибок. Именно это и было движущей силой для написания этой статьи.