Законы протестируют задним числом: Минэкономики вводит процедуру ретроспективной оценки регулирующего воздействия

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 26 Октября 2011 г.

Минэкономики опубликовало проект приказа, определяющий правила проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на бизнес действующих норм и законов. Согласно проекту, «ретроспективная» ОРВ будет инициироваться объединениями бизнеса и реализовываться на основе плана на полугодие. Проект плана на ближайшие полгода уже сформирован — из 70 нормативных актов, к которым у бизнеса уже возникли претензии, в него войдет не более 15.

Минэкономики выполнило поручение правительства, зафиксированное постановлением N633 от 29 июля 2011 года (оно вводит ОРВ действующих нормативных актов, см. «Ъ» от 10 июня). Согласно проекту приказа Минэкономики, направленному на госрегистрацию в Минюст, «экспертизе подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности». Инициировать экспертизу действующих норм сможет кто угодно, включая само министерство и предпринимательские сообщества — Торгово-промышленную палату, «Опору России», «Деловую Россию» и Российский союз промышленников и предпринимателей, консультативный совет по иностранным инвестициям в РФ и Агентство стратегических инициатив (АСИ),— с которыми ОРВ должна быть согласована. Заметим, что, в отличие от последнего, фонд «Сколково» полномочий по инициированию ретроспективной ОРВ не имеет. Как пояснил «Ъ» глава департамента ОРВ Минэкономики Алексей Херсонцев, «в распоряжении об АСИ прямо записано, что они участвуют в экспертизе действующих актов».

Технология проведения ретроспективной ОРВ будет отличной от оценки проектов нормативных актов. Бизнес-объединения будут предлагать план оценки законов на полугодие, который будет изучаться консультативным советом по ОРВ и одобряться на уровне замминистра. Если для проектов срок проведения оценки вместе со всеми согласовательными процедурами занимает не больше месяца, то для действующих актов — три месяца, один из которых будет отведен для консультаций с заинтересованными сторонами. В случае необходимости Минэкономики имеет право продлить процедуру до четырех месяцев — такой срок, по мнению авторов документа, необходим для анализа замечаний бизнеса, а также «расчетов и обоснований» ведомств, на которых основывается необходимость госрегулирования «соответствующих общественных отношений».

Результаты ОРВ и предложения по изменению законодательства направляются в Минюст и правительственную комиссию по проведению административной реформы. Минюст, в свою очередь, дает поручение министерствам об отмене или изменении действующих норм. По словам господина Херсонцева, в министерстве уже сформирован план ОРВ действующих норм на ближайшие полгода. Из 70 актов, которые, по мнению бизнеса, требуют первоочередной оценки (большинство из них — документы Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Минсельхоза и Минприроды), в него войдет не более 15, «так как ресурсы ограничены», поясняет господин Херсонцев. Впрочем, в действующей практике ОРВ проектов нормативных актов окончательный вердикт о том, насколько законотворческие нормы создают излишнюю нагрузку на бизнес, принимает правительство. «Все замечания дорабатываются с коллегами. Механизма блокировки нормативных актов ОРВ не предусматривает»,— говорит глава профильного департамента.

Автор: Алексей Шаповалов

Теги: Агентство стратегических инициатив АСИ Минэкономики ОРВ оценка регулирующего воздействия

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru