Бизнес предлагает формулу 15-15-15 для снижения налогов

print
Печать

Источник: РБК - daily

Дата публикации: 13 Января 2012 г.

«Деловая Россия» снова предлагает правительству сместить центр тяжести налогового бремени: снизить ставки по ключевым для бизнеса налогам до 15% и повысить нагрузку по менее существенным. Минэкономразвития и Минфин пока только готовят свои предложения, но эксперты и представители бизнес-ассоциаций считают идеи деловороссов слишком радикальными.

В декабре на съезде «Деловой России» Владимир Путин поручил Мин­экономразвития и Минфину провести налоговый маневр и оптимизировать те налоги, от которых зависит экономический рост. «Мы должны развернуть эти потоки (деньги и инвестиции. — РБК daily) в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, это принципиальное условие создания и развития новой экономики в нашей стране, иначе мы рискуем и дальше сохранять ущербный характер экономики с преобладающим сырьевым сектором», — настаивал премьер.

В «Деловой России» уже готовят предложения. «Разные налоги по-разному влияют на рост экономики», — объясняет президент организации Александр Галушка. Деловороссы предлагают применить концепцию 15-15-15: снизить ставки налогов на прибыль (сейчас 20%), страховые взносы (с начала года базовая ставка составляет 30%) и добавленную стоимость (до 18%) до 15%. «Если мы снижаем эти налоги и повышаем те, к которым экономика не чувствительна, — это НДПИ, налог на доходы физлиц, акцизы, — то мы стимулируем экономический рост и одновременно исполняем социальные обязательства», — объясняет г-н Галушка. Сейчас в организации считают, какие налоги и насколько будет необходимо повысить, чтобы не ударить по бюджету. Итоговые предложения должны поступить в правительство к 15 февраля.

В Минэкономразвития поручения поступили только после новогодних каникул, поэтому конкретных предложений пока нет, объяснили вчера в пресс-службе ведомства. В ноябре прошлого года глава ведомства Эльвира Набиуллина в интервью Интерфаксу сказала, что ставки НДС и налога на прибыль «достаточно конкурентны и невысоки». При этом она отметила, что говорить надо «не столько о ставках, сколько о перераспределении налоговых поступлений между центром, регионами и муниципалитетами». В Минфине вчера сообщили, что предложения по изменению налоговой системы в ведомстве не рассматриваются.

В других бизнес-ассоциациях идеи «Деловой России» не поддерживают. Глава налогового комитета «ОПОРА России» Михаил Орлов считает, что «сложные проблемы налоговой системы решить простым путем не удается».

НДС и налог на прибыль — «это каркас нашей бюджетной системы», говорит г-н Орлов. В «Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на долю доходов от НДС приходится 32—35%, налога на прибыль организаций — 3%. Два других важных источника — поступления по таможенным пошлинам (34—37%) и доходы от сбора НДПИ (17%). «Менять этот каркас мы можем, только если уверены, что игра стоит свеч, что показатель цена-качество будет наиболее удачным», — объясняет он.

Более результативным сейчас может быть исправление существующих проблем. Самые важные — возврат к ЕСН и снижение ставок как минимум до уровня 2010 года (тогда работодатели платили 26%) и устранение негативных последствий закона о трансфертном ценообразовании. «Сам закон необходим, но существующая версия — это просто катастрофа, он перевешивает все остальные благие меры, принятые государством», — считает г-н Орлов.

Самый серьезный вопрос для бизнеса сейчас — ставка на фонд оплаты труда, считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Ставка 26%, действующая до реформы системы ЕСН, «не была давящей». «Ставка 20—25% — это вполне приемлемо для бизнеса. При таком уровне в малом и среднем бизнесе происходило обеление бизнеса», — говорит он.

«Изменение налоговой системы не должно сводиться к перекладыванию нагрузки с бизнеса на население», — говорит главный экономист инвесткомпании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Бизнес развивается не сам по себе, а чтобы предоставлять услуги населению. Получится, что ресурсы для развития у бизнеса появятся, а ресурсы у населения убавятся», — объясняет он. Резервы для повышения налогов сейчас есть только в НДПИ на газ, где достаточно низкая нагрузка, считает г-н Девятов.

Автор: Анна Резникова

Теги: Деловая Россия Минфин Минэкономразвития налог на доходы налоговое бремя НДПИ Эльвира Набиуллина

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru