Источник: ВЗГЛЯД.РУ
Дата публикации: 1 Марта 2012 г.
Законопроект, который позволит руководству Евросоюза вводить запрет на публикацию информации о суверенных рейтингах, если того потребует страна-эмитент, обсуждается в Европейском парламенте, пишет в среду The New York Times.
Проект документа, в котором содержится призыв к обсуждению вопроса о создании независимого Европейского агентства кредитных рейтингов (European Credit Rating Agency, ECRA), впоследствии еще, как ожидается, будет обсуждаться с Европейской комиссией (ЕК) и Европейским советом, высшим политическим органом Европейского союза (ЕС), состоящим из глав правительств и глав государств-членов ЕС.
Сходные предложения обсуждались минувшей осенью в рамках ЕК, тогда исполнительный орган Евросоюза не решился поддержать наиболее радикальные предложения в области регулирования деятельности международных рейтинговых агентств, однако ЕК заявила, что предложенные ей компромиссные меры все же позволят снизить волатильность на финансовых рынках.
В частности, члены Еврокомиссии не поддержали выдвинутое верховным представителем Европейского союза по единому рынку Мишелем Барнье в конце октября предложение о введении запрета в отношении оценки рейтинговыми компаниями кредитных рейтингов государств региона, получающих финансовую помощь ЕС или международных организаций.
По словам самого Барнье, некоторые инициативы оказались «немного слишком инновационными» для комиссии.
Барнье, в частности, отказался от идеи создания общеевропейского рейтингового агентства, за что подвергся критике со стороны ряда европейских политиков. Сам он объяснил свою позицию тем, что, по его мнению, такая структура обошлась бы слишком дорого, а кроме того, постоянно существовал бы риск, что эта институция подпадет под политическое влияние отдельных стран.
В то же время чиновники тогда пояснили, что возможность включения этого или аналогичных предложений в проект закона сохраняется, соответствующие поправки может внести Европарламент, что он, по-видимому, и сделает, передает «Интерфакс».
При голосовании в середине ноября 2011 года комиссия все же приняла ряд мер, которые, среди прочего, повышают ответственность агентств за присваиваемые ошибочно рейтинги, а также обяжут эмитентов пользоваться услугами большего числа агентств. Кроме того, новые правила будут требовать от агентств при присвоении рейтингов использовать такие формулировки, которые бы обезопасили рынки от необоснованных потрясений.
Критика в адрес рейтинговых агентств, действия которых, по мнению многих политиков и экспертов, способствовали усугублению долгового кризиса в регионе, раздается уже давно.
Еще в июле прошлого года глава ЕК Жозе Мануэл Баррозу выступил с открытой критикой решения рейтинговых агентств понизить рейтинг Португалии до «мусорного» уровня.
Многие экономисты полагают, что рейтинговые агентства принимают необоснованно жесткие решения в отношении оценок кредитоспособности европейских стран, отыгрываясь на них за собственные промахи в оценке событий, приведших к мировому экономическому кризису.
Европейская комиссия осенью также отказалась от инициативы, предусматривавшей ограничения возможностей более крупных рейтинговых агентств поглощать своих меньших конкурентов, потому что это вступило бы в противоречие с существующими нормами.
В то же время ЕК проголосовала за введение дополнительных ограничений для агентств на перекрестное владение акциями друг друга.
По данным комиссии, три крупнейших агентства Fitch Ratings, Moody«s Investors Service и Standard & Poor»s совокупно занимают 95% рынка рейтинговых услуг, большая часть остальных агентств либо занимает узкие ниши, либо специализируется на отдельных странах.
Новые предложения комиссии, как ожидается, позволят инвесторам с большим успехом бороться с недобросовестными агентствами в суде, если те принимают ошибочные рейтинговые решения «сознательно или с грубой небрежностью». Кроме того, принятые ЕК предложения переложат бремя доказательства своей правоты на рейтинговые агентства, которые будут обязаны доказывать состоятельность своих суждений.
Новые правила потребуют от эмитентов в ряде случаев менять агентство-партнера хотя бы раз в три года. При этом работать с одним и тем же рейтинговым агентством более шести лет подряд будет запрещено вовсе. Эти предложения направлены на устранение конфликтов интересов, а также на то, чтобы облегчить выход на рынок новых игроков.
Эмитенты сложных долговых инструментов будут обязаны пользоваться услугами как минимум двух рейтинговых агентств.
Кроме того, агентства должны будут предупреждать эмитентов о грозящем рейтинговом действии не за 12 часов, как сейчас, а за сутки, чтобы те имели возможность перепроверить расчеты агентства.
Рейтинговые действия в отношении суверенных эмитентов смогут производиться не чаще чем раз в год вместо обычных 6 месяцев в настоящее время.
Проект документа, готовящегося в Европарламенте, дополнительно предполагает исключение из всех законов ЕС всяких упоминаний и ссылок на рейтинговые агентства, а также может обязать банки, страховые компании и другие финансовые институты проводить и публиковать собственные оценки своей кредитоспособности, не полагаясь исключительно на мнение аналитиков рейтинговых агентств.
Кроме того, вариант законопроекта о рейтинговых агентствах, разрабатываемый в Европарламенте, предусматривает запрет на публикацию прогнозов рейтингов суверенных эмитентов.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU