Источник: Известия
Дата публикации: 4 Июня 2012 г.
По мнению ФНС, проверки с потенциальной выручкой до 1 млн. рублей неэффективны
Как выяснили «Известия», налоговые инспекции должны уменьшить количество проверок, по итогам которых можно выставить претензии на сумме меньше 1 млн рублей, — такие мероприятия нерентабельны. Это следует из доклада заместителя руководителя ФНС России Светланы Андрющенко на закрытой видеоконференции для территориальных налоговых органов. Текстовый вариант выступления был недавно разослан по инспекциям как руководство к действию (копия есть у «Известий»). Центральный аппарат ФНС обеспокоен снижением результативности налогового контроля.
Налоговики выбирают жертв для проверки на основе предпроверочного анализа. Это внутренние методики, учитывающие информацию из бухгалтерской отчетности компании, первичной документации, статистических данных. На выходе — суммы, которые организация могла недоплатить: несколько сотрудников налоговой выезжают на три-четыре месяца разбираться на место.
Основная головная боль налоговиков — в сумме конечных доначислений на каждую выездную проверку. Так, в 2011 года средняя сумма доначислений составила 4,4 млн рублей — что ниже, чем в прошлом году, причем в ряде регионов этот показатель упал в разы. Например, среднее доначисление на одну проверку в Нижегородской области в три раза ниже (1,8 млн), чем в среднем по России, и при этом более 70% от всего количества проверок в области с суммой доначисления ниже 1 млн рублей. Аналогичная ситуация в Самарской, Новгородской, Ивановской, Пензенской областях, в Санкт-Петербурге и многих других регионах. В целом по России доля проверок с доначислениями до 1 млн рублей составляет около 50%. По мнению Андрющенко, такая ситуация недопустима. Она считает, для таких компаний не должна назначаться выездная проверка, с ними нужно «проводить разъяснительную работу».
— Это говорит о том, что инспекторский состав контрольного блока используется неэффективно, а эту работу можно было провести другим путем — проведением качественного предпроверочного анализа, приглашением плательщиков на комиссию по легализации налоговой базы, аргументированными вопросами и предложением уплатить недоплаченные суммы налогов, — считает Андрющенко. — И свидетельствует о том, что неудовлетворительно ведется работа по координации, планированию, проведению предпроверочного анализа и выбору объектов для проведения проверок, и в этом мы видим слабую роль управлений как координаторов и методологов этого процесса.
Кроме того, обобщив статистику за прошлый год, выяснилось, что более 600 выездных проверок вообще не дали никакого результата. Больше всего безрезультативных проверок, да еще с увеличением их количества по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, оказалось в Москве (где безрезультативных проверок оказалось в два раза больше, чем в прошлом году, а результативность снизилась с 98,5% до 97,3%) и Санкт-Петербургу (рост в 2,5 раза, результативность снизилась с 99,6% до 98,7%). Кроме того, беспокоит руководство налоговиков и низкий охват предприятий проверками: по предварительным данным, за прошлый год он составил всего лишь 0,8%.
— Такая ситуация недопустима! — считает Андрющенко. — Предположить, что вдруг все налогоплательщики России стали добросовестными, нельзя, мы видим это и по характеру нарушений, и по сигналам правоохранительных органов, по аналитическим материалам Банка России и по обращениям граждан.
Формальный подход, в основе которого планка в 1 млн рублей, может еще более ухудшить показатели контрольной работы инспекций, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Это требование очень выгодно в первую очередь недобросовестным компаниям, а добросовестных же будут «прессовать» на комиссиях, — говорит Костальгин.
— Конечно, должны быть некоторые числовые показатели эффективности проверок. Но было бы лучше, если бы центральный аппарат анализировал почему такие низкие доначисления, а не давал указания по формальным критериям».Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU