Источник: Российская бизнес-газета
Дата публикации: 22 Августа 2012 г.
Минэкономразвития представило на своем сайте законопроект, предусматривающий введение в РФ международных стандартов аудита (МСА). Документ предусматривает переход к осуществлению аудиторской деятельности в РФ непосредственно в соответствии с международными стандартами аудита, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров. Для этого вносятся изменения в ряд статей ФЗ «Об аудиторской деятельности», исключающие термин «федеральные стандарты аудиторской деятельности».
Законопроектом также предусматривается установление порядка признания МСА для применения на территории РФ, то есть механизма введения МСА в правовое поле России.
При этом законопроектом не устанавливается автоматическое принятие международных стандартов аудита – предусматривается, что правительством будет установлен порядок признания этих стандартов для применения на территории РФ.
По мнению разработчиков законопроекта, непосредственное применение международных стандартов аудита обеспечивает унификацию национальной аудиторской практики с общепризнанной в мире практикой. Использование предусмотренного действующим Законом «Об аудиторской деятельности» порядка стандартизации аудиторской деятельности связано с рядом существенных трудностей. Основными среди них являются обеспечение соответствия федеральных стандартов аудиторской деятельности международным стандартам аудита и обеспечение единства проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, разрабатываемых разными саморегулируемыми организациями аудиторов и разными специалистами.
МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.
Они разрабатываются Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Всего действуют 50 стандартов. Каждый стандарт имеет предисловие, поясняющее его статус. В конце большинства стандартов приводится раздел «Перспективы государственного сектора», в котором содержатся условия применения МСА при аудите субъектов государственного сектора.
«Обеспечит ли большее доверие к аудиторам применение в аудиторской практике международных стандартов аудиторской деятельности, однозначно сказать сложно, – говорит председатель Комитета по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и аудита Ассоциация профессиональных бухгалтеров »Содружество« Наталья Манузина. – Могу только согласиться с утверждением, высказанным в Пояснительной записке к законопроекту, что сейчас нет единства проектов федеральных стандартов разных СРО. Аудиторы уже получили в прошлом году два новых федеральных аудиторских стандарта ( ФСАД), практическое использование которых максимально затруднено именно из-за применения отсутствующих в российском законодательстве терминов и определений. А саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают новые проекты, которые в том виде, в каком они размещены для обсуждения, можно назвать »мертворожденными« уже хотя бы потому, что они используют терминологический аппарат либо отсутствующий в российском законодательстве, либо несущий иной смысл. Однозначно соглашусь с тем, что применение МСА в российской практике является наиболее разумным решением и с точки зрения опыта в профессии за рубежом, выстраданного, надо сказать, опыта, и с точки зрения единообразия понимания аудируемыми лицами выводов, сделанных аудиторами в аудиторских заключениях в разных странах мира. Актуально это решение и в связи со вступлением России в Всемирную торговую организацию».
По мнению партнера, директора департамента международной отчетности ФБК Аскольда Бирина, переход на МСА – закономерное продолжение реформы в области регулирования учета и аудита. После принятия Закона «О консолидированной финансовой отчетности», в соответствии с которым составление и аудит отчетности, подготовленной по международным стандартам финансовой отчетности (МССО), становится обязательным для ряда организаций, возникла неловкая ситуация: обязательный аудит в России проводится только в соответствии с ФСАД. «Как результат, в аудиторском сообществе возникли различные мнения о том, сколько заключений придется выпускать по одной и той же отчетности МСФО: либо нужно выпускать два заключения: одно – в соответствии с ФСАД (для соблюдения закона), другое – по МСА (для неограниченного круга пользователей), либо комбинировать ссылки на разные стандарты в одном заключении, что может быть по-разному воспринято пользователями отчетности. Переход на МСА позволит объединить способы соблюдения законодательства и интересов пользователей отчетности, и поэтому указанный процесс можно только приветствовать», – отмечает Бирин.
МСА, предназначенные для применения при аудите финансовой отчетности, при их адаптации могут применяться и при аудите другой информации. Они содержат основные принципы и процедуры, необходимые для проведения аудита, но в исключительных случаях (при наличии обоснования) аудитор может отступить от них. При этом международные стандарты аудита не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. В ряде государств (Австралии, Бразилии, Голландии, России) МСА принимаются за основу при разработке национальных регламентирующих документов. Кроме того, существуют государства (Кипр, Нигерия и др.), где МСА приняты в качестве национальных. Потребность в Международных стандартах аудита возрастает с каждым годом, так как в мире существует тенденция интеграции в мировую экономику стран со своими системами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU