Необходимость совершенствования службы внутреннего аудита признают 80% руководителей данного подразделения

print
Печать

Источник: Эрнст энд Янг

Дата публикации: 24 Августа 2012 г.

Повышение в условиях современного глобального рынка важности вопросов управления рисками, осуществления контроля и соблюдения нормативно-правовых требований вынуждает 80% организаций задумываться об улучшении своих служб внутреннего аудита. Таковы результаты опубликованного сегодня «Эрнст энд Янг» нового глобального опроса 695 руководителей службы аудита и глав компаний.

Как отмечается в отчете «Будущее внутреннего аудита решается сегодня», 75% респондентов считают, что эффективное управление рисками положительно влияет на потенциал доходности их бизнеса в долгосрочной перспективе. Столько же участников опроса убеждены, что существующая в их организации служба внутреннего аудита играет важную роль в решении общих задач, связанных с управлением рисками.

Обеспечение соответствия стратегии внутреннего аудита задачам организации

Как показывают результаты опроса, наблюдается четкое смещение основных приоритетов как для руководителей служб внутреннего аудита, так и для соответствующих заинтересованных сторон: сегодня в центре внимания уже не столько обеспечение соблюдения установленных требований и финансовый контроль, сколько максимизация охвата рисков и решение насущных для бизнеса задач. В числе областей, которые, по мнению респондентов, будут приобретать все большую актуальность с точки зрения бизнес-целей, было названо совершенствование процесса оценки рисков и механизма мониторинга возникающих рисков. Кроме того, была отмечена необходимость сокращения общих затрат на службу внутреннего аудита (без ухудшения качества работы с рисками) и выявления возможностей экономии в рамках организации в целом.

Для того чтобы работа службы внутреннего аудита была действительно эффективной с точки зрения управления рисками, создавала полезный эффект и помогала в решении глобальных бизнес-задач, ее стратегия должна согласовываться с общей стратегией организации. Однако 61% респондентов указали на отсутствие в их организации документа, который бы регулировал соответствие стратегий службы внутреннего аудита организации.

Комментируя данный подход, Рэндалл Миллер, руководитель глобальной практики «Эрнст энд Янг» по консультационным услугам в области управления рисками, отметил: «Для выявления наиболее значительных для компании рисков службе внутреннего аудита следует опираться на общую стратегию организации. Бизнес-стратегии отличаются от отрасли к отрасли и от компании к компании, поэтому для того, чтобы процедура оценки рисков оставалась актуальной, служба внутреннего аудита должна действовать в соответствии со стратегическими целями именно своей организации».

Совершенствование процесса управления рисками

При составлении плана аудита акцент должен делаться на решение следующих трех основных задач: оценку рисков на уровне службы внутреннего аудита, соблюдение требований регулирующих органов и оценку рисков на уровне компании. Кроме того, мы наблюдаем возрастание роли службы внутреннего аудита в решении вопросов, связанных с крупными проектами капиталовложений (49%), внедрением ИТ-систем (42%), слияниями и поглощениями (37%) и существенными договорами (32%). Вопрос технологий также остается одним из ключевых для служб внутреннего аудита (сегодня на его решение отводится 18% объема плана аудита).

Совершенствование процесса оценки рисков является первоочередной задачей как для руководителей служб внутреннего контроля, так и для соответствующих заинтересованных сторон. Выявление действительно существенных для бизнеса рисков является первым шагом к эффективному управлению рисками и их мониторингу. Сегодня службы внутреннего аудита в первую очередь нацелены на повышение актуальности процедуры оценки рисков, поэтому они стараются максимально охватывать риски, объектом которых являются их организации, привлекать к своей работе руководство и действовать в русле общей стратегии бизнеса. Кроме того, многие ведущие компании внедряют у себя практику количественной оценки.

В 46% компаний задачи службы внутреннего аудита пересматриваются раз в год или вообще не пересматриваются. В результате такие компании оказываются неподготовленными, если в течение года случаются неожиданные события, как то незапланированная сделка, запуск новых или вывод с рынка старых продуктов, выход на новый рынок, истечение срока действия патента или судебное разбирательство.

Брайан Шварц, руководитель американской практики внутреннего аудита «Эрнст энд Янг», комментирует: «Вы больше не можете позволить себе вспоминать о плане аудита раз в год. Он должен пересматриваться регулярно, а в отношении определенных событий и базовых функций должен применяться принцип «три + девять», т.е. фиксированный план на три месяца и гибкий – на девять».

Оценка квалификации и управление кадровыми ресурсами

Почти пятая часть респондентов заявили о необходимости улучшения системы отчетности службы внутреннего аудита: они предпочитают, чтобы отчеты готовились в разрезе вопросов, релевантных для целей управления рисками, а также содержали анализ возникающих тенденций. Одним из способов является проведение целевых аудиторских проверок. Данный метод набирает популярность, поскольку соответствующие заинтересованные стороны все чаще хотят знать о практической ценности, масштабах и выводах проведенных проверок.

По мере усиления роли внутреннего аудита и роста ожиданий заинтересованных сторон службы внутреннего аудита все сильнее повышают требования к квалификации своих сотрудников. Последним сегодня недостаточно обладать традиционным набором навыков – например, совместно с руководством организации и структурными подразделениями работать над теми или иными вопросами бизнеса.

На вопрос о том, формирование каких навыков предусматривает существующий в их службе план профессионального развития сотрудников, 58% респондентов отметили, что намерены сконцентрироваться на совершенствовании узкопрофессиональных навыков, 54% – на развитии видения бизнеса и отрасли и лишь 47% планируют уделить внимание навыкам управления бизнесом и руководства. Как ни удивительно, 8% сказали, что не имеют конкретного плана профессионального развития сотрудников.

Для привлечения сотрудников, обладающих нужной квалификацией, службы внутреннего аудита могут использовать два подхода. Первый заключается во внедрении программы ротации аудиторов между различными бизнес-подразделениями или службами организации. Второй подразумевает привлечение в качестве сторонних аудиторов сотрудников, демонстрирующих высокие показатели деятельности, из других подразделений компании для получения опыта в области внутреннего аудита.

В заключение Рэндалл Миллер подводит итог: «Имея правильную стратегию, служба внутреннего аудита сможет создать для компании существенный полезный эффект. Внутренние аудиторы смогут консультировать высшее руководство по стратегическим вопросам, выявлять возможности для повышения эффективности в рамках компании, поддерживать ключевые бизнес-инициативы и количественно оценивать доходность от вложений в службу внутреннего аудита».

Брайан Шварц добавляет: «Будущее службы внутреннего аудита не где-то там за горизонтом. Оно уже наступило, и если внутренние аудиторы хотят сохранить свою значимость для компании, им необходимо действовать здесь и сейчас. Или они окажутся не у дел».
Теги: аудит бизнес-стратегии внутренний аудит система отчетности управление рисками финансовый контроль Эрнст энд Янг

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru