В акцизы не доливать: ФНС против включения в стоимость бензина транспортных сборов

print
Печать

Источник: Российская бизнес-газета

Дата публикации: 15 Апреля 2013 г.

Федеральная налоговая служба выступила против отмены транспортного налога и включения его в стоимость топлива. В противном случае пострадают регионы, чьи бюджеты во многом формируются за счет этого сбора, пояснило ведомство.

Губернаторы тоже опасаются, что такая мера «обесточит» их доходы. Транспортный налог «вливается» в местные дорожные фонды, из которых берутся средства на ремонт и поддержание дорог, строительство новых трасс и т.п. А акцизы идут в общий федеральный «котел».

В прошлом году больше стали говорить уже про экологический сбор, который сначала планируют «обкатать» на грузовиках и коммерческом транспорте. В Минфине уверены, что транспортный налог, в конце концов, должен быть заменен экологическим. При его расчете будет учитываться объем и экологический класс двигателя, а также возраст автомобиля. В результате новые «экомобили» получат серьезные понижающие коэффициенты. Эту инициативу поддерживает и Минпромторг, в задачи которого входит развитие автомобильной промышленности.

Спор о судьбе транспортного налога ведется уже несколько лет. Основных вариантов сегодня три: оставить все как есть (именно по этому пути мы пока и идем), «внедрить» транспортную «подать» в стоимость бензина или заменить ее экологическим налогом. Имеется и экзотический вариант – привязать транспортный налог только к пробегу автомобиля, как это делается в Голландии. Но нам это явно не подходит – автолюбители-умельцы сразу начнут скручивать спидометры.

Цель реформы транспортного налога – обновить российский автопарк, который в большинстве регионов уже напоминает передвигающееся кладбище металлического секонд-хенда. Задача непростая: на автомобили старше 10 лет сейчас приходится более 50% парка. Такие машины потребляют много горючего, наносят ущерб природе и сильно изнашивают дорожное покрытие. Поэтому тот, кто много ездит, и платить должен больше. Для того чтобы компенсировать отмену налога нужно в стоимость горючего включить платеж, составляющий 3-6 процентов от стоимости бензина, подсчитали специалисты.

Это приведет не только к увеличению цен на топливо, но и разгонит инфляцию, указывают налоговики. Потому что горючее – существенная составляющая стоимости всех товаров, начиная от хлеба и заканчивая промышленным оборудованием.

Сторонники «включения» транспортного налога в стоимость горючего, наоборот, считают, что с помощью этой меры мы решим много проблем. Во-первых, у людей появится стимул покупать более современные машины, потребляющие меньше бензина. Второе – появится спрос на гибридные автомобили и электромобили, за которыми, поговаривают, будущее. Третье – появится возможность обложить реальным сбором физических лиц, которые используют личный транспорт в коммерческих целях.

Другое дело, что технически «привязать» налог к стоимости бензина будет не просто. В России отсутствует единая компьютерная сеть, в которую стекалась бы информация со всех АЗС (подобная система действует, например, в США, где налог «включен» в бензин). Создать ее с нуля? На это потребуется уйма денег, взять которых неоткуда.

«Автомобилистам все равно, каким налогом их обкладывают и как он распределяется. Им важно знать, что их деньги реально расходуются на строительство и ремонт дорог», – говорит управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Павел Строков, выступающий за отмену налога и включения его в стоимость топлива.

Замена транспортного налога на экологический – достаточно шаткий путь, считает эксперт. Его цель – заставить людей менять свои старые автомобили на новые. Но те, у кого есть на это деньги и так обновляют автомобиль в течение трех лет. А остальные просто не имеют такой возможности.

«Управление транспортным средством – это всегда высокие риски, связанные с ДТП, нанесением ущерба здоровью пешеходов и т.п. Их нужно как-то страховать. Если человек не может потратить 150-200 тысяч рублей на то, чтобы доплатить за новый, более современный автомобиль, ему не место на дороге», – категоричен директор Аuto-dealer.ru Олег Дацкив.

По его мнению, наиболее разумным шагом была бы как раз замена транспортного налога экологическим. Хотя его параметры пока находятся в стадии разработки. Эксперт считает, что российская норма «выбытия» автомобилей должна быть сопоставима с развитыми странами и составить 6-8 процентов автопарка. Другими словами, ежегодно должны списываться в утиль около 3 миллионов развалюх. Это примерно соответствует годовому уровню продаж транспортных средств в России.

Автор: Алексей Аронов

Теги: Минфин транспортный налог транспортный сбор ФНС

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru