Центробанк расширяет черные списки

print
Печать

Дата публикации: 30 Апреля 2013 г.

Регулятор потребовал от участников рынка сообщать о всех топ-менеджерах, которые переходят в банк из кредитной организации, лишенной лицензии

Банки обяжут сообщать о всех топ-менеджерах, которых кредитная организация берет на работу, если кандидат ранее работал в банке, лишенном лицензии. Об этом говорится в письме Центробанка, направленном в коммерческие банки на днях (есть в распоряжении «Известий»). Речь идет о сотрудниках, назначение на должности которых не требует специального согласования в территориальных учреждениях Банка России (как в случае с предправления банков и зампредами). Составление такого черного списка регулятором сильно осложнит возможности трудоустройства для топ-менеджеров, хоть раз оказавшихся замешанными в банкротстве кредитной организации.

В письме ЦБ обозначен круг должностей, при приеме на которые менеджеров из лишенных лицензии банков необходимо уведомить регулятора. Это, например, руководители внутренних подразделений, а также главы подразделений, связанных с осуществлением банковских операций. Регулятор требует сообщать также о приеме на работу менеджеров из «почивших» банков в случае, если им будет предоставлено право подписи распоряжений на перевод денежных средств или в случае возложения на них временного исполнения обязанностей руководителя. В письмах ЦБ указано, что исполнение банками этого требования будет проверяться в ходе плановых ревизий. Теруправлениям поручено предупреждать банки о репутационных рисках при приеме на работу менеджеров из банков, лишенных лицензии.

И сейчас Банк России для внутреннего пользования составляет черный список банкиров, замешанных в крахе банков. В него вносятся только руководители кредитных организаций — предправления и зампреды. Таким образом ЦБ помогает владельцам кредитных организаций избавляться от недобросовестных руководителей. На 1 января 2013 года в черный список банкиров входили 2745 бывших топ-менеджеров банков.

Нынешняя же обязанность информировать ЦБ о фактах приема на работу менеджеров из «почивших» банков (не занимавших руководящие должности) по сути означает, что регулятор решил расширить круг лиц, которые будут включаться в черную базу.

— Система черных списков ЦБ является мощным дисциплинирующим фактором для любого сотрудника банка, который хочет жить в своей профессии долго, — комментирует инициативу ЦБ зампред Меткомбанка Юрий Никишев. — В такой ситуации любой адекватный человек будет крайне внимательно оценивать свои репутационные риски, связанные с продолжением работы в недобросовестном или просто малопрофессиональном банке. Для ЦБ отслеживание перемещений персоналий из черных списков является весьма эффективным средством ранней диагностики рисков, связанных с поднадзорными кредитными организациями. Концентрация таких персон в персонале банка позволит заблаговременно сделать вывод о высокой вероятности появления у него в будущем серьезных проблем.

Однако не все опрошенные «Известиями» эксперты позитивно восприняли новеллу.

— Расширение черного списка вплоть до менеджеров среднего звена (по сути, перечисляются должности уровня начальников внутренних подразделений) может привести к запрету на профессию для ни много ни мало нескольких тысяч банковских специалистов, — говорит начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.

— Включать в список работников просто потому, что они оказались не в том месте и не в то время, необоснованно, — соглашается зампред Ланта-банка Дмитрий Шевченко. — Новелла способна не только не лучшим образом отразиться на функционировании системы, но и привести к личным трагедиям невиновных людей, которым просто будут отказывать в приеме на работу, несмотря на опыт и знания.

Если вводить черные списки банковских менеджеров по аналогии с черной базой руководителей, то необходимо создать также механизм защиты прав лиц, попавших туда, то есть дать возможность оспорить такое занесение, уверены банкиры.

— За основу такого механизма можно было бы принять презумпцию невиновности лица, включенного в список, а бремя доказывания обоснованности включения в список возложить на соответствующие территориальные подразделения Банка России. И если уже говорить о каких-либо списках, будь то топ-менеджмент или простой работник, их надо делать публичными и открытыми, чтобы лица, включенные в список, могли знать об этом и защищать свои права, а регулятор — отвечать за принятые решения или хотя бы обосновывать их, — считает Шевченко.

Первые шаги в сторону публичности уже делаются. Минфин подготовил законопроект, в соответствии с которым банки будут публично раскрывать сведения о деловой репутации своего руководства. В соответствии с «дорожной картой» по созданию Международного финансового центра законопроект должен быть принят до конца 2013 года.

«Среди проблем банковского сектора остаются низкая ответственность владельцев и руководства банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса, достоверность информации о состоянии банков, а также надежда на государственную поддержку в стрессовых ситуациях… Целям повышения рыночной дисциплины послужат меры, обязывающие кредитные организации раскрывать неограниченному кругу лиц информацию, характеризующую профессиональную квалификацию и деловой опыт их руководителей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Документ обязывает банки публиковать на своих сайтах информацию о членах советов директоров, председателе правления и его заместителях, членах правления, главном бухгалтере и его заместителе, а также о руководителе и главбухе филиала банка. Помимо персональных данных руководителей и их должности, должны быть раскрыты сведения об их профессиональном образовании, а также информация о трудовой деятельности за пять лет, предшествующих назначению на занимаемую должность, — с описанием причин увольнения.

По мнению управляющего партнера группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Ольги Пономаревой, действие этого законопроекта распространить на более широкий круг менеджеров, в том числе поименованных в письме Игнатьева.

— В нашей юридической практике встречаются менеджеры, которые ходят из банка в банк, да еще и шутят: «Кого бы тут нам еще развалить?» — говорит она. — Так что решения, которые предлагает законопроект, актуальны и своевременны, эти меры направлены на большую безопасность в банковском секторе и должны охватывать более широкий круг лиц.

Теги: Банк России банки лишенные лицензии Международный финансовый центр Минфин репутационные риски топ-менеджеры ЦБ Центробанк

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru