На Бермудах больше не исчезнешь: последние офшоры капитулируют перед налоговыми органами Европы

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 6 Мая 2013 г.

Крупнейшие офшорные юрисдикции мира — Каймановы и Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Мэн, Гернси — вводят в действие систему автоматического обмена информацией с Великобританией, Германией, Францией, Италией и Испанией об операциях в своей финансовой системе. Великобритания уже обменивается такими данными с США с сентября 2012 года. До создания системы, обеспечивающей свободный доступ налоговиков всего мира к операциям в большинстве юрисдикций мира, включая офшорные, остаются считанные месяцы. Уход от налогов в мировой сети офшоров после создания системы не исчезнет, но существенно подорожает.

Глава Казначейства Великобритании Джордж Осборн заявил о «существенной победе» в его кампании по раскрытию данных о банковских счетах, зарегистрированных в юрисдикциях, известных как «налоговые убежища». Он объявил о том, что все британские заморские территории, на которых существуют сколько-нибудь заметные финансовые центры, подписали стратегию по достижению «глобальной финансовой прозрачности». Речь идет о ряде предварительных и юридически обязывающих документов, которые финансовые власти ряда крупных офшоров согласились подписать в апреле. В первую очередь речь идет о Каймановых островах. Этот офшор уже с 2005 года обменивается информацией с налоговыми органами стран ЕС, но в довольно ограниченных рамках европейской «директивы о сбережениях» (EU Savings Directive): 25 апреля премьер-министр Кайманов Юлиана О’Коннор-Конноли подписала договор о запуске в пилотном режиме расширенной системы автоматического обмена информацией между финансовой системой островов, с одной стороны, и властями Великобритании (на двусторонней основе) с другой. Такое же соглашение, но уже многостороннее, свяжет Кайманы и страны «пятерки» G5 (Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания).

Согласно сообщениям казначейства Великобритании и секретариата финансовой службы Каймановых островов, предметом автоматического обмена информацией с налоговыми органами стран G5 (сеть таких соглашений между ними существует с апреля 2013 года) будут при соблюдении ряда условий имена, адреса, даты рождения и номера счетов клиентов местных банков, являющихся налогоплательщиками в юрисдикциях G5, а также балансы по таким счетам и детали поступления средств на них. Раскрываться налоговым органам будут также данные по счетам, владельцами которых являются трасты. Господин Осборн приветствовал соглашение с Кайманами и другими юрисдикциями как «существенный шаг вперед» в борьбе с налоговыми убежищами и незаконными финансовыми операциями — основными темами председательства Великобритании в будущем саммите G8 (он пройдет в Северной Ирландии в июне 2013 года).

Каймановы острова наряду с Британскими Виргинскими островами являются наиболее популярными юрисдикциями для регистрации новых офшорных компаний после 2008 года. Но выиграть на «падении Кайманов» другим офшорам не удалось: в своем заявлении от 2 мая казначейство Великобритании сообщило: Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Монтсеррат, острова Теркс и Кайкос также согласились на гораздо большую прозрачность в отношении банковских счетов, зарегистрированных в их юрисдикциях, последовав примеру договоренностей с Великобританией Каймановых островов. К «пилотному проекту» присоединился также Гибралтар, который уже выполняет директивы ЕС относительно прозрачности финансовых операций. Офшор, формально не являющийся частью Соединенного Королевства — остров Мэн — обязался присоединиться к проекту, «сильный интерес к участию» выразили власти Гернси. О судьбе второго офшора Нормандских островов, Джерсея, не сообщается — он, как и Гибралтар и Мэн, с 2011 года обменивается информацией с налоговиками Великобритании в ограниченном режиме.

Автоматический режим обмена информации с крупными странами ЕС в ближайшие недели или месяцы так или иначе начнет действовать в большинстве «старых» (популярных до кризиса 2008 года) офшорных юрисдикций мира. Это не означает, например, что в банках на Кайманах более не действует налоговая тайна — однако операции между офшорами, на которых основывалась львиная доля схем оптимизации налогообложения (например, так называемые сэндвичевые схемы), станут уже в 2013 году доступны для постоянного анализа налоговыми органами стран Европы. В перспективе же эта информация может стать основой и доказательной базой для судебных исков против корпораций, использующих офшоры. Великобритания не скрывает, что рассматривает «пилотный проект» как часть будущего нового глобального стандарта обмена данными о финансовых трансакциях — по крайней мере в рамках ОЭСР, с которой G5 тесно сотрудничали при подготовке «пилота».

До достижения более или менее полной информационной прозрачности офшорного бизнеса остается два шага. В соглашении, подписанном Каймановыми островами с Великобританией и G5, указано, что оно соответствует «модели 1» межправительственных соглашений в рамках американского акта FATCA — принятый в 2010 году акт предполагает, что налоговая служба США с января 2014 года в рамках соглашений будет преследовать уход от налогов в других юрисдикциях. Соглашение по FATCA между США и Великобританией подписано в сентябре 2012 года — таким образом, уже с мая 2013 года США будут иметь доступ к информации с Каймановых островов и Британских Виргинских островов, популярных у юридических и физических (соответственно) лиц США для оптимизации налогов.

Завершающим же шагом станет расширение режима обмена информацией о финансовых проводках внутри G5 и «пары» США—Великобритания сначала на все страны ОЭСР (это, очевидно, может произойти уже в 2013 году в рамках решений «восьмерки» и «двадцатки» — в последней, напомним, сейчас председательствует Россия) — а потом и на весь остальной мир. Пока обойти правила FATCA и частично избежать национальных налогов даже в G5 и США поможет использование офшоров в паре с компаниями-резидентами стран—претендентов на роль «новых» налоговых гаваней вне ОЭСР и ЕС (на эти роли в разной степени сейчас претендуют множество юрисдикций — от малайского Лабуана до Гонконга). Но по мере расширения «пилота» G5 по миру такие возможности будут сокращаться, а уход от налогов — сильно дорожать.

Пока неизвестно, когда режим автоматического обмена информацией с «британскими юрисдикциями» затронет напрямую российские компании, а ФНС России будет иметь возможность анализировать такого рода операции российских холдингов. Вряд ли это произойдет ранее 2014-2015 годов. «Автоматических» соглашений Россия сейчас не имеет, условием предоставления кредита Кипру Минфин РФ как раз ставил получение из этой юрисдикции информации об операциях российских резидентов в автоматическом режиме — но пока ФНС РФ имеет доступ к сведениям с Кипра только по «обоснованным запросам». При этом сомнения в том, что нововведения в рамках «пилотного проекта» G5 позволят эффективно уничтожать схемы налоговой оптимизации, есть даже в Великобритании. Ведь и при наличии абсолютно полной информации об операциях в офшорах автоматическое предъявление на ее основе налоговых требований по-прежнему невозможно.

Автор: Дмитрий Бутрин, Олег Сапожков

Теги: FATCA Британские Виргинские острова Джордж Осборн налоговики налоговые убежища офшорные компании офшоры система автоматического обмена информацией финансовая прозрачность финансовая система

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru