Минфин снова покушается на аудиторскую тайну - реинкарнация законопроекта

print
Печать

Источник: Audit-it.ru

Дата публикации: 31 Марта 2015 г.

Единый портал объявил общественное обсуждение законопроекта о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 НК.

Напомним, что это не первая подобная попытка. Аналогичный законопроект прошел ряд процедур почти год назад, однако был "завернут" Минэкономразвития.

По сути, новый проект не сильно отличается от старого. Так же из статьи 82 НК будут исключены слова об аудиторской тайне. Напомним, пункт 4 этой статьи устанавливает: "При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной ... в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну".

В статью 93.1 НК внесут пункт 2.1. Его первый абзац предполагается следующего содержания:

"Должностное лицо налогового органа при проведении налоговой проверки вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих, связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1-5 части 7 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", документы (информацию), касающиеся исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)".

Надо отметить, что в предыдущей версии проекта налоговики получали соответствующее право не только в ходе проверок, но и при проведении "иных мероприятий налогового контроля, а также при рассмотрении материалов по результатам указанных мероприятий".

Кроме того, предмет истребования характеризовался как документы (информация), "касающиеся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), необходимые для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора)".

Право на истребование будет действовать (как и в прежней редакции проекта), если такие документы (информация) не представлены налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), а также - вводится новое условие - при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа.

Также как и в канувшей в лету версии проекта, указанные сведения налоговики смогут истребовать у аудиторов также на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

В целом, надо отметить, что под ударом информация, получаемая в ходе не только аудита отчетности, но и при оказании прочих услуг.

Упомянутые прочие услуги (пункты 1-5), оказываемые аудиторами, в ходе оказания которых полученной информацией придется делиться, с учетом последних поправок это:

  • постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
  • юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

То есть, Минфин по-прежнему склонен обязывать аудиторов, представляющих интересы клиента в споре с налоговиками (судебном или досудебном), предоставлять "противнику" информацию и документы своего клиента.

Теги: аудиторская деятельность индивидуальные аудиторы информация о налогоплательщике конфиденциальность информации Минфин Минэкономразвития на налоговая проверка налоговый контроль НК

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru