Влияние новых стандартов на авиаперевозки в Индии

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 28 Августа 2015 г.


http://www.1zoom.net

Как известно, следующий финансовый год в Индии станет годом фундаментальной встряски всей системы отчетности, поскольку самые крупные публичные компании должны будут на обязательной основе перейти на новые Ind AS – в значительной степени приведенные в соответствие с МСФО, хотя, говоря честно, пока еще далеко не идентичные им, о чем делал публичные заявления даже глава Совета по МСФО Ханс Хурегворст.

Тем не менее, влияние на различные сектора промышленности ожидается существенным, и одним из таких секторов станут авиаперевозки, очень важные для национальной экономики Индии. Активными участниками данного сектора являются аэропорты, которые, как известно, часто вступают в различного рода соглашения, включая государственно-частные партнерства (концессии), сложные лизинговые договоренности, соглашения о предоставлении услуг, о распределении доходов и так далее. На все эти ситуации новые стандарты Ind AS дают свое руководство по учету, которое может отличаться от привычной практики.

Концессионные соглашения

Частный оператор аэропорта вступает в концессионное соглашение, согласно которому государство гарантирует этой компании эксклюзивное право осуществлять разработку, проектирование, финансирования, строительство, введение в эксплуатацию, ремонт и управление аэропортом. Ныне действующие индийские стандарты не предоставляют вообще никакого руководства по учету концессионных соглашений. А вот Ind AS 115 предлагает несколько моделей учета, выбор которых зависит от того, распространяется ли на оператора риск спроса (demand risk – риск неправильного определения размера спроса со стороны потребителей). Потому что если такой риск есть, компания признает расходы на возведение аэропорта в качестве нематериального актива, представляющего собой право на сбор комиссионных платежей с пользователей будущих помещений. В результате амортизация нематериальных активов в течение периода действия концессии, а равным образом и признание выручки от соглашения будут проводиться существенными образом иначе, чем сейчас.

Модель выручки

Грубо говоря, выручка оператора аэропорта может быть распределена по двум основным категориям: от услуг воздушных перевозок, и от всех прочих услуг. Услуги за авиаперевозки включают “Комиссию за обслуживания пассажира” (Passenger Service Fee - PSF), “Пользовательские сборы” (User Development Fee – UDF), сборы за выгрузку багажа, сборы за парковку (самолета). Первые два вида сборов в Индии - PSF и UDF - взимаются как часть общего пассажирского сбора операторами авиалиний и затем передаются операторам аэропорта. Регулирование их осуществляет Министерство гражданской авиации.

Что касается прочих, не связанных с авиаперевозкой услуг, то они включают транспортировку груза, поставку топлива, розничную торговлю, организацию пунктов общественного питания в аэропортах, рекламную деятельность, услуги такси, парковку транспортных средств и не только. Здесь выручка собирается в рамках лизинговых соглашений с компаниями, предоставляющими свои услуги на территории аэропорта.

Тарифное регулирование

Согласно действующему в Индии режиму регулирования, операторы аэропортов обязаны представлять предварительные расчеты по тарифам на несколько лет вперед, чтобы регулирующие власти могли заранее определить подходящий тариф. Это непрерывный регулятивный процесс, в рамках которого время от времени тарифы пересматриваются. Авиационной отрасли следует обратить внимание на руководство к Ind AS, касающееся отражения тарифного регулирования в отчетности, поскольку здесь могут быть свои тонкости с признанием выручки, признанием регулируемых на основе ставки активов и обязательств, раскрытиями.

Правительственные гранты

Дополнительно многие операторы получают поддержку от муниципальных властей штата и льготные периоды выплаты финансирования, полученного от государственных органов. Как правило, эти соглашения имеют очень долгую продолжительность действия и, как следствие, применение модели дисконтирования и определения справедливой стоимости может быть той еще задачей. Отдельные земельные договоры с правительством могут действовать несколько десятилетий. Поскольку Ind AS оговаривает отдельное руководство по лизингу земельных участков, компаниям-операторам рекомендуется внимательно пересмотреть сегодняшнюю практику учета на предмет ее соответствия новым стандартам.

Налогообложение

На операторов аэропортов могут распространяться вычеты, оговоренные Секцией 80-IA Акта о налоге на прибыль 1961 г. (Income Tax Act 1961), если выполняются оговоренные условия. Это налоговое послабление распространяется на оператора, который “разрабатывает” (“developing”), “разрабатывает и поддерживает в эксплуатационном состоянии” (“developing and maintaining”), либо “разрабатывает, поддерживает в эксплуатационном состоянии и управляет” (“developing, operating and maintaining”) объектом инфраструктуры. Секция 80-IA оговаривает период, в течение которого этот налоговый вычет возможен. Однако отражение сего факта в отчетности может быть делом непростым. Даже если оператору и удастся доказать свое право на вычет согласно Секции 80-IA Акта о налоге на прибыль, никто пока в Индии не отменял Минимального альтернативного налога - Minimum Alternate Tax (MAT).

Подводя итоги, можно сказать, что переход на Ind AS окажет очень существенное влияние на чистую стоимость, балансовые характеристики, практику признания выручки и расходов в кампаниях. Однако по итогу этот переход приведет к улучшению качества и прозрачности отчетности индийских компаний, в том числе работающих в индустрии авиаперевозок.

По материалам:The Firm

Теги: demand risk Ind AS амортизация нематериальных активов концессионные соглашения лизинговых соглашений модели учета модель выручки риск спроса система отчетности тарифное регулирование

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru