Нематериальные активы – важнейшие факторы создания ценности

print
Печать

Источник: CIMA

Дата публикации: 24 Декабря 2015 г.


Нематериальные активы на сегодняшний день как никогда важны для успеха бизнеса. По результатам нового исследования, проведенного Американским институтом дипломированных бухгалтеров AICPAи Международной ассоциацией специалистов в области управленческого учета CIMA, нематериальные активы,  такие как удовлетворенность клиентов и репутация бренда, составляют девятку важнейших факторов создания ценности.

В опросе приняли участие 744 руководителя из 34 стран. Отчет по результатам исследования был озаглавлен «Финансовая необходимость в цифровую эпоху: измерять и управлять тем, что имеет значение сегодня» (The Digital Finance Imperative: Measure and Manage What Matters Next).*

В результате опроса было установлено, что важнейшими факторами создания ценности в бизнесе являются:

  1. Удовлетворенность клиентов (76% респондентов оценили этот критерий как один из 5 важнейших показателей ценности их бизнеса).
  2. Качество бизнес-процессов (64%)
  3. Отношения с клиентами (63%)
  4. Человеческий капитал (61%)
  5. Репутация бренда (58%)
  6. Принятие стратегических решений (43%)
  7. Реализация стратегии (40%)
  8. Запатентованные продукты и процессы (27%)
  9. Отношения с поставщиками (26%)
  10. Качество материальных активов, таких как здания и оборудование (15%).


Роль специалиста учета в эпоху цифровых технологий

В прошлом специалисты управленческого учета являлись обладателями и создателями данных и выводов. Но, как показывает новое исследование, данные о нематериальных активах чаще создаются и хранятся специалистами из других отделов. Например, информация об активности конкурентов может находиться в отделе маркетинга, а данные о продуктивности и степени вовлеченности сотрудников – в отделе работы с персоналом. Одна из задач, стоявших перед авторами исследования, – понять, какова роль специалистов учета в эпоху цифровых технологий.

Традиционные критерии эффективности не могут в полной мере отражать ценность, создаваемую нематериальными активами. Именно поэтому, для того чтобы управлять нематериальными активами, компаниям необходимо иметь набор ключевых показателей эффективности (КПЭ). А для того чтобы их выделить, необходимо установить связь между дофинансовыми показателями и финансовыми результатами. Именно эту роль и могут взять на себя специалисты управленческого учета. Авторы исследования считают, что для этого специалисты учета должны:

  • вовлекать управленцев в диалог, для того чтобы находить основные причины процессов;
  • выделять потенциально значимые индикаторы эффективности;
  • собирать данные для предоставления руководству компании.

Предоставление информации для повышения эффективности принимаемых в компании решений играет важную роль в ситуации, когда все продукты и услуги превращаются в товар. В этом контексте, согласно исследованию, качество решений, принимаемых в компании, и управление эффективностью в компании определяют, способна ли компания выделиться на фоне конкурентов и добиться более высоких финансовых показателей.

Во многих организациях финансовым службам предстоит еще долгий путь по адаптации к цифровой экономике. Участников исследования спросили, в какой степени их финансовая служба приспособлена к поддержке следующих функций:

  • постановка целей и выбор критериев финансовой эффективности для поддержки новых факторов создания ценности – 33% согласились;
  • выделение нефинансовых критериев достижения поставленных стратегических целей – 15% согласились;
  • поддержка в определении нематериальных активов, оценка и управление которыми обеспечат успех в долгосрочной перспективе – 15% согласились.

Это наводит на мысль о том, что специалисты финансовой службы чувствуют себя намного комфортнее, исполняя свои традиционные функции или занимаясь выявлением нефинансовых критериев эффективности, нежели используя эти критерии для достижения конкретных целей. Проведенное исследование подтверждает тот факт, что финансовая служба сохраняет свою традиционную функцию по анализу финансовой информации и предоставлению на ее основе заключений, помогающих повышать эффективность бизнеса.

Теги: AICPA CIMA Американский институт дипломированных бухгалтеров Международной ассоциацией специалистов в области управленческого учета нематериальные активы создание ценности факторы создания ценности цифровые технологии

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru