Экспресс-анализ контрагентов на наличие мошеннических схем

print
Печать

Источник: ACCA

Дата публикации: 18 Февраля 2016 г.


В Москве состоялся ACCA Business & Networking Breakfast по теме "Экспресс-анализ контрагентов на наличие мошеннических схем", организованный ведущей профессиональной ассоциацией АССА (the Association of Chartered Certified Accountants) в партнерстве с компанией Mazars. В рамках мероприятия эксперты обсудили тенденции в деятельности компаний – “однодневок” и их распознавании, особенности проведения проверки компаний в разрезе различных секторов экономики, а также вопросы проведения оперативного анализа контрагентов и другие актуальные темы.

Манипулирование финансовой отчетностью стало серьезной проблемой для российского бизнес-сообщества. Причем, мотивы данных действий могут быть совершенно разными: желание соответствовать заданным показателям эффективности или определенным стандартам, давление на сотрудников внутри организации и так далее. Мошеннические схемы в конечном итоге приносят компаниям серьезные потери: от внушительных размеров убытков до полного банкротства.

“Компании, банки, физические лица – потребители услуг, а также экономика в целом несут огромные убытки от мошеннических схем. По оценке экспертов, сумма прямых потерь в год достигает нескольких миллиардов долларов. Но к финансовым убыткам следует присовокупить потери, которые трудно оценить в денежном эквиваленте, а именно – ухудшение имиджа компаний в глазах партнеров и потребителей. Выявление мошенничества – это комплексный вопрос, который включает самые разнообразные элементы в работе компании, банка или страховой организации”, – рассказала Анастасия Терехина, FCCA, старший менеджер Mazars.

“На сегодняшний день в России функционирует 4,8 миллиона юридических лиц, из которых, по нашим оценкам, около 650 тыс. находятся в зоне риска, то есть они могут быть “однодневками”, брошенным активом. В 2011 г. этот показатель составлял 1,6-1,7 млн., в начале 2015 г. – около 1 млн. Несмотря на очевидную положительную динамику, к сожалению, с такими “техническими” компаниями приходится сталкиваться достаточно часто, а в случае возникновения исковых требований к таким организациям ответчика может вовсе не оказаться. Кроме того нужно учитывать налоговый риск, поскольку в большинстве случаев под штрафные санкции попадают именно партнеры подобных компаний, как не проявившие должную осмотрительность и не проверившие контрагента”, – подчеркнул Сергей Яковлев, генеральный директор Службы финансово-экономической информации Международной информационной Группы “Интерфакс”.

По словам Оксаны Лосевской, ACCA, определить наличие мошеннических схем у контрагентов, с большой долей вероятности, возможно при проведении т.н “чек – листа” (check-list), который включает в себя: юридический, операционный, финансовый и экспертный анализ. Check-list позволит выявить “болевые точки” в бизнес - деятельности компании и степень риска, которому она подвергает своих партнеров. После экспресс-анализа можно продолжить проверку, определив, совершалось ли в действительности организацией манипулирование финансовой отчетностью или нет. Надо также отметить, что довольно часто такая информация, как выписка из ЕГРЮЛ, информация о судебных разбирательствах компании, ее финансовая документация,  экспертные мнения конкурентов и контрагентов, а также информация, взятая с официального сайта компании и из других доступных открытых источников позволяют сделать определенное суждение о состоянии дел в компании.

Вместе с тем, борьба с мошенническими схемами должна вестись не только внутри делового сообщества, но и на государственном уровне, тогда это позволит значительно снизить количество недобросовестных контрагентов. Уже с 1 января 2016 года были внесены поправки в 129-ФЗ в отношении данных об изменении адреса и недостоверных сведениях, а ФНС, в целях выявления ложных сведений в декларациях по налогообложению, создала механизм отслеживания пробелов в потоке НДС.

В завершении ACCA Business & Networking Breakfast, Гузаль Махмудова, FCCA, рассказала об особенностях взаимодействия с третьими лицами, а также об основных мероприятиях по снижению рисков компании при выборе контрагента.

Мероприятия Ассоциации стали уникальной платформой для обмена опытом среди представителей крупнейших компаний, где обсуждаются ключевые проблемы не только отрасли, но и рынка в целом, что позволяет аккумулировать экспертные мнения представителей бизнес-сообщества.

“Мы благодарим команду компании Mazars, а также экспертов за участие в инициативах АССА Россия. Подобные мероприятия поддерживают профессиональный уровень членов Ассоциации и дают отличную возможность обмениваться опытом”, – отметила Наталья Миткевич, руководитель проектов ACCA Россия.

Теги: ACCA Association of Chartered Certified Accountants check-list Mazars борьба с мошенническими схемами выявление мошенничества манипулирование финансовой отчетностью мошеннические схемы экспресс-анализ контрагентов “однодневки”

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru