Улучшение коммуникаций на финансовых рынках

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 5 апреля 2017 г.

Итоги совместной конференции Фонда МСФО и CFA Institute

Источник: IFRS

Автор: Адам Джонс (Adam Jones), финансовый корреспондент

Не так давно Фонд МСФО и CFA Institute провели совместное публичное мероприятие для инвесторов, озаглавленное “Улучшение коммуникаций на финансовых рынках: общее видение” в лондонском небоскребе “Shard” (“Осколок”). В этой небольшой заметке финансовый журналист-фрилансер Алам Джонс (Adam Jones) фиксирует основные моменты прошедших обсуждений, которые охватили как, собственно, коммуникации на финансовых рынках, так и области, где возможны улучшения в стандартах МСФО в интересах и инвесторов, и компаний - как с точки зрения представления финансовой отчетности, так и в плане их связи с различными потоками информации.

С тех пор как Фонд МСФО и CFA Institute проводили совместное мероприятие в предыдущий раз (в начале 2016 года), мир успел столкнуться с весьма значительными событиями. Brexit, избрание Дональда Трампа, продолжающийся “бычий” тренд на американских рынках – вот хотя бы три из них, которые к тому же сопровождаются неутомимым развитием технологий.

В эти неспокойные месяцы нашлось время и место обсуждениям Фонда МСФО и CFA Institute в очаровательной атмосфере на 34-м этаже лондонского “Shard”, спустя какие-то часы после передачи Евросоюзу “бумаг о разводе” (в форме официального письма-извещения по Статье 50) британским премьер-министром Терезой Мей.

Представление финансовой отчетности

Обсуждение темы коммуникаций на рынках капитала возглавила панель экспертов, состоящая из Хелены Морриси (Helena Morrissey) - председательницы Инвесторской ассоциации, Расса Холдена (Russ Houlden) - американского CFO, Гари Бейкера (Gary Baker) - управляющего директора CFA Institute в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst) - председателя IASB, и экономиста Лены Комилевой (Lena Komileva).

Отчасти толчок для обсуждений дал находящийся пока что в зачаточном состоянии план IASB привести в прядок способы представления финансовой отчетности компаниями на стандартах МСФО. Разработчик полагает, что сегодня финансовые отчеты недостаточно понятны, ценная информация погрязла под ворохом шаблонных раскрытий, а изобилие альтернативных показателей деятельности затрудняет сравнение биржевых компаний друг с другом. В следующие несколько лет его реформы могут коснуться реорганизации способа представления отчетов о доходах, балансовых отчетов и отчетов о движении денежных средств, в то же время, потенциально, уделяя внимание и нефинансовой информации, которая подпадает под категорию “ESG” – данных по экологии, социальной политике и корпоративному управлению.

Позиция IASB

По ходу этого вечера для инвесторов (который посетило, кстати, более 100 человек) г-н Хугерворст привел обзор постепенного развития анализа Советом по МСФО темы финансовых коммуникаций. Он дал четко понять, что не хочет зайти так далеко, чтобы вообще избавиться от альтернативных показателей, также известных как non-GAAP” – “нестандартные” меры. Против такого ужесточения будут яростно возражать компании, которые привыкли воспринимать показатели non-GAAP” в качестве важных инструментов объяснения своих результатов, которые может быть непростым делом объяснить только лишь стандартными метриками.

Однако Ханс Хугерворст отметил, что МСФО пока что действительно не “стандартизируют” многого в отчете о доходах, помимо ключевых показателей выручки, доходов и расходов. Это пробел, который оставляет слишком много простора для расхождений в понимании часто используемых показателей, таких как выручка до процентов и налогов (EBIT). “Нам определенно нужно определить EBIT” – заявил он присутствующей на мероприятии в “Shard” аудитории, обрисовав при этом даже то, как эта, казалось бы, простая задача может столкнуться с трудностями реализации из-за того факта, что, например, проценты можно рассчитывать разными методами. “В учете нет ничего простого”– признался он.

Остаток вечера, прошедшего в рамках правил “Чатем-хауса” (предусматривают, что участники дискуссии вправе использовать полученную информацию, но при этом ни личность, ни принадлежность докладчика не могут разглашаться – прим. ред.), предоставил множество свидетельств для подкрепления последнего наблюдения, показав, что широкая тема коммуникаций на финансовых рынках буквально переполнена скрытыми сложностями.

Сложности финансовых коммуникаций

Например, кто именно является целевой аудиторией финансовой отчетности? Нельзя сказать, что она, в целом, предназначается инвесторам – и даже если бы это было правдой, сами инвесторы не являются однородной группой.

Для иллюстрации, один участник дебатов подчеркнул сложности коммуникаций для компаний, которые создаются ростом пассивно управляемых фондов, механически привязанных к какому-либо индексу, а не вкладываемых избирательно в отдельные акции. Другой участник признал, что он и прочие активные инвесторы “слишком много требуют”: они хотят видеть полные раскрытия от компаний, но в то же время – сжатость, стандартизированные метрики и никаких “шаблонов”. “Во многих смыслах мы просим о невозможном” – признал он.

Еще один инвестор признал глубокую растерянность по поводу сложности с пониманием того, как именно нестандартные метрики составлялись, и призвал создать руководство с принципами, которые заставят компании быть более прозрачными относительно своих наработок по non-GAAP”.

Среди членов аудитории чувствовалась невысказанная потребность в улучшении электронного представления финансовых данных, чтобы их можно было автоматически “разрезать и тасовать” – хотя и с оговорками в отношении того, в какой мере можно надежно автоматизировать процесс копирования кусков в массивах данных. Из-за временных ограничений было немного возможностей обсудить конкретные вопросы цифровой отчетности – например, каким образом компании могут пользоваться преимуществами техник визуализации данных, и станут ли когда-нибудь социальные медиа полноценным каналом коммуникаций для рынков капитала.

Так же как процесс Brexit, который начался как раз в тот день немного раньше, последняя реформа IASB пока что пребывает на самой ранней стадии, но с перспективами серьезных трений впереди. Однако опросы среди членов CFA Institute говорят, что потребность в улучшении представления финансовой отчетности инвесторам и более качественном соотнесении различных потоков поступающей от компаний информации все же есть – отметил Гари Бейкер. “Многого удалось достичь в плане стандартизации отчетности на протяжении последних 20 лет, но предстоит еще немало работы в плане улучшений для конечных пользователей” – подвел он итог.

Теги: Brexit CFA Institute Hans Hoogervorst IASB альтернативные показатели коммуникации на рынках капитала нефинансовая информация представление финансовой отчетности Фонд МСФО Ханс Хугерворст

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru