Новое в налогообложении: ФНС доначисляет компаниям за схему с ИП и товарным знаком

print
Печать

Источник: КСК Групп

Дата публикации: 1 Сентября 2017 г.

Чтобы оптимизировать налоги, бизнес часто использует схему “ИП + товарный знак”. Компания создает ИП, которому продает товарный знак. В дальнейшем ИП передает знак компании обратно – по лицензионному договору. Из-за этого у компании возникают дополнительные расходы, благодаря чему она уменьшает налогооблагаемую базу. Какое-то время схема работала без сбоев, но в последние месяцы компании стали получать из-за нее доначисления. Например, Фармцентру ВИЛАР и страховой компании “Экип” ФНС доначислила 1,2 и 7,6 млн. руб. соответственно.

“Основной аргумент – компании – собственники товарных знаков продают их ИП, хотя в этом нет никакой необходимости. Ведь фирме ранее ничего не мешало самой владеть и пользоваться знаком. Выражаясь языком налоговой, сделки экономически нецелесообразны”, – рассказывает ведущий юрист КСК групп Денис Ладыгин. – “Второй аргумент – характер отношений компании с ИП, а именно – они взаимозависимы. Чаще всего статус ИП получают бывшие сотрудники фирмы, которые продолжают сотрудничать исключительно с недавним работодателем”.

Третий аргумент связан с деятельностью ИП. Налоговики указывают на следующие моменты:

  • у ИП нет разрешенных видов деятельности, под которые передавались товарные знаки;
  • у предпринимателя нет других источников дохода, кроме роялти за товарные знаки;
  • ИП не предпринимает никаких действий, направленных на развитие и продвижение товарных знаков;
  • отсутствуют расходы на предпринимательскую деятельность: коммунальные платежи, затраты на канцелярские товары, на содержание офиса и т. д.

Также ФНС обращает внимание на то, что ИП переводит всю сумму роялти на свой личный счет, который не использует для предпринимательской деятельности. Четвертый довод касается цены вопроса: часто при продаже стоимость товарного знака многократно занижается.

“Чтобы снизить риски предъявления претензий со стороны налоговой, рекомендуем учитывать все эти факторы”, – советует Денис Ладыгин. – “Например, чтобы не было вопросов по цене товарного знака, перед продажей стоит провести его оценку”.

Бизнес использует и другие схемы оптимизации, связанные с ИП. Например, компании выводят сотрудников за штат и оформляют им статус индивидуального предпринимателя. Речь идет о менеджерах, технологах и т. д. Специалист продолжает выполнять те же самые функции, но из-за того, что он вне штата, компания экономит на “зарплатных” налогах. “Если бизнес использует этот метод оптимизации, важно устранить признаки того, что между фирмой и бывшим сотрудником сохранились трудовые отношения. Это значит, что у специалиста не должно быть рабочего места на территории работодателя, он не должен подчиняться общему трудовому распорядку, размер оплаты его услуг не должен быть фиксированным. В противном случае велик риск получить доначисления”, – разъясняет юрист КСК групп Станислав Ляпцев.

Еще одна распространенная схема – “аренда + ИП”. Через цепочку компаний из бизнеса выводится имущество (недвижимость, оборудование и т. д.), и собственник сдает его компании в аренду. Чтобы снизить риски, важно при необходимости суметь обосновать экономическую целесообразность сделки. Например, что для бизнеса выгоднее арендовать имущество, а не нести регулярные расходы на его содержание.

“Краткое резюме для бизнеса: ни одна из этих схем не является на 100% безопасной”, – отмечает Станислав Ляпцев. – “Но если учитывать позицию ФНС при оптимизации, риски существенно снижаются”.

Теги: индивидуальный предприниматель ИП налогооблагаемая база позиция ФНС схемы оптимизации товарный знак ФНС “аренда + ИП” “ИП + товарный знак”

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru