Еврокомиссия представила первый отчет по итогам аудиторской реформы

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 13 сентября 2017 г.

Совет по финансовой отчетности Великобритании, будучи ответственных органом регулирования в сфере аудита, также внес свой вклад в составление первого отчета по реформе аудита европейских общественно значимых организаций, который был опубликован сегодня. Великобритания вообще в этом отношении является из всех аудиторских рынков Евросоюза самым влиятельным, поскольку представляет более половины общеевропейской выручки.

Отчет анализирует влияние двух основных юридических норм, ныне действующих в ЕС – Директивы 2006/43/EC по обязательному аудиту годовой и консолидированной отчетности и Правила (Regulation (EU) No 537/2014) от Европарламента и Совета Европы по проведению обязательного аудита публичных организаций. Если Директива распространятся на любые случаи обязательного аудита, то Правило касается лишь специфических проверок организаций, представляющих общественный интерес. При этом Правило призвано как повысить качество аудита, так и улучшить конкурентную обстановку на рынке аудита.

Совместный отчет (первый в истории пример которого мы сегодня имеем возможность изучать) составляется на основе индивидуальных отчетов европейских органов регулирования аудита. Данные по специфическим, интересовавшим Комиссию индикаторам в этот раз относились преимущественно к 2015 году, и они были окончательно собраны и агрегированы в 2016-м. В агрегировании данных Еврокомиссии оказал огромную помощь Комитет европейских органов аудиторского надзора (Committee of European Auditing Oversight Bodies - CEAOB). Далее Отчет поступил на изучение в Совет Европы, ЕЦБ, Европейский Совет по системным рискам и Европарламент.

Впрочем, собранные данные имеют определенные ограничения. Известно, например, что новые аудиторские правила действуют в ЕС с 17 июня прошлого года, но данные, собранные национальными органами аудиторского регулирования, относятся на периоды, когда применялись предыдущие нормы. При этом именно новые правила во многом изменили доступ национальных органов аудиторского регулирования к данным, что объясняет отсутствие информации в отдельных случаях. Кроме того, в отдельных юрисдикциях представленные данные к тому же относятся к разным отчетным периодам, просто потому что там аудиторские компании имеют возможность сами определять окончание периода в целях представления отчетности. Консолидация данных на уровне всего ЕС от этого стала еще более сложной задачей.

Отчет являет собой ориентир на оценки влияния новых требований к обязательному аудиту в ЕС и анализирует, среди прочего:

  • уровень рыночной концентрации
  • риски для качества аудита и способы их минимизации
  • деятельность аудиторских комиссий в компаниях

По теме рыночной концентрации, например, можно отметить, что ее снижение и обеспечение достаточного уровня конкуренции было одной из основных задач введения в действия Правил регулирования аудита общественно значимых организаций. Национальных регуляторов европейских стран попросили поделиться данными по десяти крупнейшим игрокам аудиторского рынка - как они названы в отчете, “10KAP”, от “key audit players”. Далее по ним рассчитали годовой оборот - здесь у многих возникли проблемы в свете того, что финансовый год по разным аудиторским компаниям мог и отличаться, что привело к необходимости определенных приближений.

Доли рынка анализировались на основе трех разных индикаторов рыночной концентрации: по “Большой четверке” - он так и называется, “Big Four”, “CR4” (консолидированная доля рынка четырех крупнейших аудиторских компаний в каждой юрисдикции) и “10KAP”. Текущие тренды изменения рыночной концентрации особенно показательны на основе сопоставления первых двух индикаторов, “Big Four”, и “CR4”.

По итогу оказалось, что компании “Большой четверки” имеют средний показатель рыночной концентрации в аудите общественно значимых организаций на уровне 70% (среди 28 стран-членов ЕС), а если брать их годовой оборот (среди 21 страны) - то 80%. Ситуация названа в отчете “концентрированной олигополией” в случае с 11 государствами - для общего количества аудиторских проверок общественно значимых организаций, и в 15 государствах - если рассматривать данные по годовому обороту самих аудиторских компаний. В шести юрисдикциях совместная рыночная доляБольшой четверки превышает 90%.

Подробнее

Теги: Regulation (EU) No 537/2014 аудиторская реформа аудиторский рынок Директива 2006/43/EC Еврокомиссия качество аудита Комитет европейских органов аудиторского надзора обязательный аудит реформе аудита рынок аудита

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru