Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России
Печать
Источник: Институт внутренних аудиторов
Дата публикации: 20 Декабря 2017 г.
2017 год
Некоммерческое партнерство “Институт внутренних аудиторов” и компания КПМГ провели совместное исследование состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России. В рамках исследования было опрошено около 100 руководителей подразделений, выполняющих функцию внутреннего аудита, в российских компаниях из различных отраслей. Полученные данные сравнили с результатами предыдущих опросов за 2013 и 2015 гг.
Исследование показало ряд важных тенденций в развитии практики внутреннего аудита.
Аудиторы значительно чаще стали проводить оценку эффективности системы управления рисками (68% вместо 45% в 2015 году) и использования информационных технологий (45% вместо 26% в 2015 году), а также ИТ-аудиты (53%). По мнению Ивана Егина, старшего менеджера группы по управлению информационными рисками, КПМГ в России и СНГ, это соответствует общемировому тренду и реальности текущего времени – происходящей на наших глазах четвертой индустриальной революции.
Постепенно снижается актуальность задачи служб внутреннего аудита (далее – СВА), связанной с оценкой контроля за сохранностью активов, – с 64% в 2015 г. до 50% в 2017 г. Тем не менее, число СВА, занимающихся этим вопросом, все равно остается довольно высоким, хотя в соответствии с общемировой практикой контроль за сохранностью активов не относится к обязанностям службы внутреннего аудита. По мнению Алексея Сонина, директора Института внутренних аудиторов, такое положение связано с тем, что СВА в некоторых российских компаниях все еще воспринимаются как контрольно-ревизионное подразделение с соответствующим функционалом.
В последние годы произошли существенные изменения в подотчетности СВА – более 80% СВА функционально подчинены совету директоров (комитету по аудиту) компании, что соответствует международной практике. Людмила Истомина, старший менеджер группы по оказанию услуг в области внутреннего аудита, управления рисками и соблюдения нормативно-правовых требований, КПМГ в России и СНГ, уверена, что это позитивная тенденция, которая свидетельствует о том, что даже непубличные российские компании (половина участников исследования) стремятся выстраивать систему подчинения внутреннего аудита в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита и лучшими практиками. Кроме того, это показывает, что российские компании в части функциональной подотчетности достигли уровня зарубежных организаций.
Основными пользователями результатов работы СВА являются высшее исполнительное руководство (97%) и совет директоров (комитет по аудиту) (82%); существенный рост последнего показателя (против 62% в 2015 году) является следствием изменений в функциональном подчинении СВА.
Почти 40% респондентов привлекают сторонних специалистов для выполнения работ в сфере внутреннего аудита, и 45% СВА планируют это сделать в ближайший год. Абсолютное большинство компаний-респондентов (92%) привлекают внешних специалистов в области аудита информационных систем и технологий, несмотря на то, что в 40% компаний-респондентов есть штатные аудиторы информационных технологий. По словам Ивана Егина, ИТ-аудитор должен быть не только в курсе современных ИТ-технологий, но и идти на полшага впереди – уметь грамотно оценить выгоды этих технологий для бизнеса, понимать риски, к реализации которых эти технологии могут привести. Профиль компетенций внутреннего аудитора будущего будет все больше связан с навыками в области ИТ, таких как анализ данных, знания корпоративных ИТ-систем, ИТ-процессов и др.
ИТ-решения для автоматизации работы служб внутреннего аудита все больше входят в практику работы СВА. В настоящее время специализированное программное обеспечение установлено у половины СВА, принявших участие в исследовании. Среди тех, кто не использует специализированное программное обеспечение для внутреннего аудита, 39% респондентов планируют установить данное ПО в течение ближайших двух лет.
Несмотря на то, что только пятая часть из опрошенных компаний проводила внешнюю оценку качества службы внутреннего аудита, по сравнению с 2015 г. в два раза выросло число СВА, планирующих ее сделать в следующем году. Количество СВА, которые не намерены проводить внешнюю оценку качества, практически не изменилось в 2017 г. по сравнению с 2015 г. – 35% и 39% соответственно. Основными причинами, по которым внешняя оценка не проводится, по мнению руководителей СВА, являются отсутствие в настоящее время необходимости в такой оценке (36%) и отсутствие поддержки со стороны высшего руководства, совета директоров (комитета по аудиту) (23%).
Доля бюджетов СВА относительно годовой выручки компаний-респондентов варьировалась в пределах 0,002–0,63%. При этом в каждой третьей СВА размер бюджета соответствовал 0,01–0,05% годовой выручки компании в 2016 г., а в каждой четвертой – 0,11–0,5%. Стоит отметить разницу в объеме финансирования СВА в зависимости от отраслевой принадлежности компании. При этом основную часть (в среднем 85%) бюджета СВА составляет заработная плата и дополнительные вознаграждения работников СВА. Наиболее высокие расходы на заработную плату и премии наблюдаются в компаниях из отраслей “Добыча полезных ископаемых” и “Обрабатывающие производства”. При этом средние расходы на заработную плату и премии одного внутреннего аудитора колеблются в диапазоне от 1 233 тысяч рублей в год в сельском и лесном хозяйстве до 2 157 тысяч рублей в отрасли добычи полезных ископаемых.
В течение последних лет руководители СВА в основном предпочитают набирать персонал из числа внутренних аудиторов других компаний (82% – в 2017 г., 69% – в 2015 г.). При этом в 2017 г., согласно ответам респондентов, сотрудники из других подразделений компании переходили в СВА в 1,5 раза реже, чем в 2015 г. (34% и 53% соответственно). Исследование подтвердило, что для внутренних аудиторов на передний план вышли навыки коммуникации и межличностного общения (84%), наряду с аналитическими навыками (82%) и знанием бизнес-процессов (61%). По мнению Алексея Сонина, это также соответствует общемировым тенденциям и свидетельствует о том, что российский внутренний аудит становится в большей степени контрольно-оценочно-консультационной функцией и в меньшей степени контрольно-ревизионной функцией.
Ключевые обязанности службы внутреннего аудита остаются неизменными по сравнению с 2013 и 2015 гг.: оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля (далее – СВК) (89%), мониторинг процесса устранения недостатков СВК (89%) и консультирование исполнительного руководства по различным вопросам (84%).
Перечень факторов, которые оказывают существенное негативное влияние на работу СВА, на протяжении последних лет не меняется. Респонденты отметили недостаточную обеспеченность подразделения кадровыми ресурсами (50%), большие затраты времени на получение необходимой информации (47%) и недостаточную степень сотрудничества со стороны аудируемых подразделений (35%). По сравнению с результатами 2015 г. менее значимыми в 2017 г. стали такие факторы, как отсутствие реальной независимости СВА от менеджмента (16% и 8% соответственно) и недостаточные полномочия у сотрудников СВА (21% и 5% соответственно). Эти данные подтверждают сделанные ранее предположения о процессах изменения роли и статуса СВА.Подробнее
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU