IPO или не IPO – вот в чем вопрос

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 21 Февраля 2018 г.

Если только вы не гигант и признанный лидер своей отрасти, лучшей рекомендацией на данный момент будет, наверное, подождать. Количество первоначальных публичных размещений среди технологических американских компаний в последние несколько лет удручает, и этот тренд продолжится. Инвесторам, возможно, и хотелось бы ухватить за хвост свою удачу со следующими выходами на биржу компаний типа Facebook, Google или Tesla, но, видимо, пока придется подождать.

Казалось бы, рыночные условия в США сегодня близки к идеальным: хорошие показатели, низкая волатильность ценных бумаг технологических компаний. Тем не менее, лишь 30 таких вышло на биржу в прошлом году (это не считая тех, у кого цена была менее $5 за акцию) – делится статистикой профессор Университета Флориды Джей Риттер (Jay Ritter). Это выглядит даже странным на фоне обширного списка технологических стартапов с чистой стоимостью свыше $1 миллиарда – их еще называют “единорогами”, - насчитывающего 276 во всем мире (данные Crunchbase). В этом списке также значится 16 “декарогов” – компаний, оцениваемых более чем в $10 млрд.

Почему так много быстро растущих технологических компаний предпочитает сидеть на скамейке запасных? В качестве одного из самых ярких примеров современности можно привести другую принадлежащую Илону Маску компанию – Space X. Несмотря на давно циркулирующие слухи, Маск довольно ясно дал понять на конференции аэрокосмической отрасли в Гвадалахаре в 2016 году, что отказался от прежних планов собрать миллиарды, выведя компанию на рынок. В качестве основной причины он тогда назвал опасения, что его детище “каким-то образом поглотят инвесторы, которые будут желать лишь максимизации прибыли, а не полета на Марс”.

Но это частный случай, а как обстоят дела в принципе? Финансовые директоры “единорогов”, инвесторы и консультанты говорят, что оставаться частными им помогает легкий доступ к источникам венчурного финансирования, причем объемы капитала даже слишком велики для нынешнего числа сделок. Американское законодательство делает более легким делом откладывание выхода на публичные рынки.

Наконец, еще одна причина – блеклые результаты тех технологических компаний, которые все-таки провели свое первоначальное публичное размещение в прошлом году, что заставляет больше осторожничать. Например, если бы владелец Snapchat – компания Snap – показала более уверенные результаты после своего IPO в марте прошлого года (как говорят аналитики, она слишком рано вышла с оценками, которые оказались слишком завышенными), наверное, в 2017 году мы увидели бы гораздо больше технологических IPO. Так считает Барретт Дениелс (Barrett Daniels), исполнительный директор специализирующейся на IPO консалтинговой компании Nextstep Advisory.

“Поскольку Snap [уверенные результаты] не показала, я думаю, это раскрыло многим глаза - в особенности многим в других действительно крупных компаниях, заставило их попятится и сказать: “Возможно, нам предстоит еще немного поработать, прежде чем мы пойдем этим путем”. Правильность такого решения только подтвердил пример Blue Apron, которая несколько месяцев спустя вышла, как выразился Дениелс, “весьма вероятно что с самым худшим IPO в нашей истории”.

Конечно, есть и более глубокие причины, почему многие компании сегодня медлят, и одна из таких – простое отсутствие потребности. Выход на публичный рынок больше не является необходимостью для наращивания капитала – на самом деле, сегодня гораздо надежнее уже иметь весь необходимый капитал, прежде чем делать это.

Кроме того, публичный статус ограничивает возможности финансирования, заставляя компании быть очень осторожными в прогнозах, а равным образом открывает двери для агрессивных инвесторов, стремящихся нажиться на коротких продажах. И это только начало списка.

По материалам: CFO

Теги: IPO венчурное финансирование выход на публичный рынок первоначальное публичное размещение технологические компании технологические стартапы “декароги” “единороги”

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru