Что станет детонатором следующего мирового финансового кризиса

print
Печать

Источник: Rambler News Service

Дата публикации: 5 Июля 2018 г.

Мнение: Ярослав Лисоволик, Главный экономист Евразийского банка развития

Bank of America предупредил об угрозе повторения кризиса 1997 — 1998 годов. Его эксперты увидели параллели между текущей ситуацией на рынках и их состоянием в преддверии экономического кризиса 20-летней давности.

Существуют риски, которые усилились в течение этого года, и связаны они с протекционизмом, что действительно может привести к замедлению темпов роста мировой экономики. Наверно, можно также говорить о риске перегретости некоторых сегментов финансовых рынков, это можно сказать, в том числе, об американском фондовом рынке, который в последние годы демонстрирует рекордные показатели.

В то же время надо сказать и то, что в целом мировая экономика чувствует себя сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это отчасти связано со стабилизацией ситуации в ключевых развивающихся рынках.

Тем не менее, риски в сегменте развивающихся рынков остаются, и где-то обостряются проблемы, связанные с повышением ставки ФРС США. Пока мы находимся в фазе повышения ставки ФРС, риски для развивающихся рынков сохраняются, и эти риски также могут быть релевантны для финансовых рынков развитых стран, в том числе для фондовых рынков.

В 1997 году был азиатский кризис, в 1998-ом — российский, и это были, скорее, региональные кризисы. Это были кризисы, связанные с макроэкономическими дисбалансами и проблемой задолженности, особенно в случае России, где во многом это можно ассоциировать с бюджетным кризисом.

В случае с Азией, там были проблемы, связанные с регулированием обменного курса и платежного баланса. Но долг тоже играл определенную роль.

Глобальным скорее был кризис 2008 — 2009 годов, и сейчас, наверно, не следует говорить о том, что этот сценарий повторится один в один. Все-таки проблема задолженности, которая была детонатором кризиса 2008 года, несколько изменилась, но она сохраняется, и во многом это происходит в развитых странах, таких как США, где уровень задолженности к ВВП приближается к 100%.

Она в то же время обостряется и усиливается на некоторых развивающихся рынках, таких как Китай. И здесь вопрос, связанный с долгом — какую роль фактор задолженности будет играть в новых обострениях состояния мировой экономики, достаточно существенный.

Но во многом я бы сказал, что сегодня риски, как это было 10 лет назад, концентрируются на стороне США, на стороне американской экономики. Как с точки зрения вопросов к качеству экономической политики и роста протекционизма, так и с точки зрения тех дисбалансов, которые сохраняются в том числе с точки зрения высокого уровня долга.

Если посмотреть на все кризисные циклы 1990-ых годов, 2008 года, то ключевой параметр риска — это высокий уровень долга. По большому счету сегодня эта проблема не решена фундаментально, периодически она может несколько отойти на задний план, несколько снизиться с помощью регулирования той или иной острой ситуации, как было с европейскими долговыми проблемами, например.

Но проблема высокого уровня задолженности периодически будет обостряться, в том числе под влиянием таких факторов, как повышение ставки ФРС США. Так что проблема сохраняется, и, наверно, с точки зрения следующего кризиса, если он будет, ключевым детонатором может стать именно пробелам задолженности.

Теги: Bank of America американская экономика глобальный кризис мировая экономика повышение ставки ФРС финансовый кризис экономический кризис Ярослав Лисоволик

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru