Руководство по оценке внешних аудиторов для аудиторских комиссий

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 4 Апреля 2019 г.


Какую роль сами компании играют в обеспечении надлежащего качества аудита, проводимого для них внешними проверяющими? По мнению Центра качества аудита (CAQ) – американской, напомним, организации, аффилированной с AICPA – очень даже значительную.

В этот вторник CAQ обновил свое специальное руководство по проведению оценки внешних аудиторов, чья предпоследняя версия датировалась 2017 годом. 32-страничный документ дает понять, что регулярная оценка внешних проверяющих является обязанностью аудиторских комиссий в компаниях, поскольку только так они могут дать обоснованные рекомендации совету директоров по поводу того, продолжать ли отношения с сегодняшней аудиторской компанией, или же выставляться на тендер.

Проводить такие оценки необходимо хотя бы раз в год. Они должны принимать в расчет: качество услуг и достаточность ресурсов, обеспечиваемых как инспекционной командой, так и аудиторской компанией, качество информационного обмена с внешними аудиторами, уровень аудиторской независимости, объективности и профессионального скептицизма.

По каждой из перечисленных областей руководство содержит в районе 20 вопросов, от которых следует отталкиваться. Для примера, в области коммуникаций и информационного обмена Центр качества аудита рекомендует смотреть на то, обсуждал ли внешний аудитор “щекотливые” вопросы типа отдельных нюансов менеджерской отчетности, качества внутреннего контроля за финансовой отчетностью или профессионализм финансовой команды со всей откровенностью. Также аудиторским комиссиям нужно обращать внимание, насколько быстро руководители аудиторской проверки информируют их об отсутствии необходимого сотрудничества и поддержки со стороны менеджеров компании, в том числе менеджеров из других офисов.

Принимая во внимание тот факт, что аудиторские стандарты от PCAOB обеспечивают сегодня намного большую прозрачность аудиторской отчетности для инвесторов и широкой публики в целом, Центр качества аудита подчеркивает, что качество коммуникаций и взаимодействия между внешними аудиторами и аудиторскими комиссиями приобретает особую важность, ведь членам аудиторских комиссий теперь также могут задать вопросы по поводу итогового качества аудита (см. “Приглашают на беседу с PCAOB – жди неприятностей”GAAP.RU).

При этом, хотя “отвечают” за все в конечном итоге аудиторские комиссии, обязанность наблюдать за внешними аудиторами несут и другие члены команды, в том числе менеджеры и внутренние аудиторы. Но в случае с менеджерами еще интереснее, так как, по мнению CAQ, аудиторским комиссиям придется одновременно следить, не демонстрируют ли некоторых из них явное предпочтение или антипатию по отношению к той или иной аудиторской компании.

Особенности проведения оценки внешних аудиторов рекомендовано растолковывать акционерам, чтобы у тех не было потом вопросов.

По материалам: CFO

Теги: AICPA CAQ PCAOB аудиторская отчетность аудиторские комиссии аудиторские стандарты внешние аудиторы информационный обмен качество аудита Центр качества аудита

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru