Антон Силуанов о развитии российской экономики и бюджетной системы

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 10 Апреля 2019 г.

Министерство финансов поделилось текстовой версией выступления Антона Силуанова на XX Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества.


Фото: minfin.ru

Антон Германович во вступительной речи начал с того, что рассказал об основах, ставших фундаментом реализации дальнейших реформ. Российской экономике в последнее время удалось значительно сократить свою зависимость от внешних факторов, прежде всего цен на энергоресурсы, а также повысить сопротивляемость к внешним ограничениям. Регионы России более не накапливают долги, их финансовые системы укрепились. Благодаря этому темпы роста экономики России за прошлый год превысили 2% - цифры вроде бы небольшие, признает финансовый министр, но все же превышающие темпы роста за последнее десятилетие. Не стоит также забывать, что поступательное развитие проходило в условиях ухудшения внешних факторов.

Немало структурных изменений было реализовано в бюджетной системе, и среди основных на ум, конечно, сражу же приходит так называемое “бюджетное правило”. Бюджет стал менее зависимым от цен на внешнюю конъюнктуру, а его баланс обеспечивается на первичном уровне с ценой на нефть в 45 долларов за баррель – говорит министр. Итоги 2018 года принесли профицит в 2,6%, что позволило сформировать резервы. Российскую экономику от других развивающихся стран, также значительно зависящих от цен на энергоресурсы, отличает то, что Россия не наращивает долговые обязательства, что не осталось незамеченным инвесторами, которые интересовались и интересуются вложения в государственные ценные бумаги.

Но это не повод останавливаться, поскольку впереди реализация национальных проектов и задач, описанных в прошлогодних “майских” указах. Для примера, вхождение к 2024 году в пятерку крупнейших мировых экономик – очень непростая задача, требующая целого ряда решений в самых различных областях. Это и изменения налогового законодательства, и формирование ресурсной базы для финансирования нацпроектов. Для обеспечения темпов роста нужны инвестиции, поскольку мировая статистика неоднозначно свидетельствует, что самые высокие темпы роста экономики невозможны без достаточного уровня сбережений и инвестиций. Задача к 2024 году – обеспечить инвестиции на уровне не мене 25%, при 21% на данный момент.

Антон Силуанов говорит, что для повышения инвестиций правительство сегодня ведет работу с компаниями по части облегчения условий ведения бизнеса для них. Для инвестиционного “прорыва” необходимо:

  1. снижение рисков инвестирования
  2. создание возможностей для накопления свободного капитала
  3. создание подходящих условий, в том числе условий свободной конкуренции

Для снижения рисков уже сделано немало. По словам главы Минфина, были созданы предсказуемые и стабильные условия. С точки зрения бюджета это все то же бюджетное правило, с точки зрения бизнеса – стабильность курса рубля и независимость российской экономики от внешних факторов. Все кризисные проявления последних лет были так или иначе связаны именно с этими вещами. Налоговые условия, по договоренности, не будут меняться в течение шести лет, что даст бизнесу возможность строить прогнозы.

По теме конкуренции вполне понятны часто звучащие обвинения в адрес госкомпаний, которые получают сегодня больше преимуществ по сравнению с частными игроками на рынке. Многие используют термин “государственная экономика”. На это Антон Германович отвечает, что многие нарекания, в самом деле, можно назвать справедливыми, однако они будут и далее работать над созданием более конкурентной среды не только путем увеличения доли частного бизнеса, но и с помощью других инициатив.

Среди таких направлений работы можно назвать обеспечение равных условий бизнеса как для тех, кто полностью выполняет требования действующего законодательства, так и для тех, кто пока пребывает в “тени”. Делать это планируется путем улучшения администрирования. Благодаря более широкому внедрению электронных средств контроль со стороны налоговых, таможенных и иных органов контроля сегодня становится практически неизбежным, уклониться от него почти невозможно. Электронные базы данных позволяют отслеживать всю информацию и по всем. Все меньше остается тех, кто ранее активно пользовался различными лазейками законодательства для минимизации налоговых отчислений.

Далее, еще одно направление здесь – снижение налоговой нагрузки, причем, по словам финансового министра, почувствовать это бизнес в России уже имел возможность. В рейтинге Doing Business Россия в последние годы переместилась с 130-й позиции на 30-ю, а задачей стоит вхождение в верхнюю “двадцатку”. Но помимо налоговой нагрузки, улучшаются и другие условия для ведения бизнеса (снижаются бюрократические препоны для открытия и регистрации новых компаний, улучшаются таможенные процедуры).

Капитальная амнистия (которая недавно была продлена еще на один год при условии перерегистрации в специальных административных зонах) обеспечивает все условия для возврата бизнеса в Россию. Два специальных административных района в России обеспечивают условия, по сути, аналогичные оффшорным.

Антон Силуанов также рассказал об инициативах, направленных на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Специальная рабочая группа Минфина работает с отдельными проектами и снимает для них ограничения, на которые указывает бизнес. Кроме этого, по итогам такого взаимодействия были подготовлены законопроекты, один из которых представляет собой новую версию регулирования специнвестконтрактов, а второй – закон о защите и поощрении инвестиций в российскую экономику.

Также обеспечивать рост экономики обязан экспорт, без которого невозможно наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основная задача перед правительством на сегодня – увеличить несырьевой экспорт. Для того чтобы обеспечить его рост к 2024 году в два раза, подготовлено специальное соглашение с компаниями, которое за увеличение несырьевого экспорта предполагает для них господдержку. Антон Силуанов выразил надежду, что проект заработает уже в следующем году.

Упрощение условий ведения бизнеса осуществляется сегодня по самым разным направлениям, таким как либерализация валютного законодательства по части возврата валютной выручки и, конечно же, анонсированная Дмитрием Медведевым в начале этого года “Регуляторная гильотина”, заключающаяся в отмене всех устаревших требований.

Теги: бюджетная система бюджетное правило Министерство финансов налогова налоговое законодательство национальные проекты облегчение условий ведения бизнеса российская экономика свободная конкуренция “майские” указы

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru